Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

всей полнотой

власти, или как один из представителей верховной власти - поскольку эта

скрытая Сила действует в настоящее время не прямо, но через многих

представителей и посланников. Подлинным властелином жизни является не

интеллектуальный разум. Присущее человеку стремление обрести свободу, стать

хозяином собственной Природы и окружающего мира сможет по-настоящему

осуществиться только тогда, когда его самосознание разовьется и выйдет за

пределы рациональной ментальности, познает подлинного властелина жизни и

либо отождествит себя с ним, либо установит постоянную связь с его

высочайшими волей и знанием.

Глава XII. Функции и сфера деятельности разума

Если разум не является верховным правителем нашего существа и даже не

претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем просто посредник или

исполнитель, то он не может найти совершенный закон для прочих сфер бытия,

хотя может установить временный и несовершенный порядок, служащий переходной

ступенью на пути к более высокому совершенству. Как рациональный или

интеллектуальный человек не является конечным и высочайшим идеалом

человечества, так и рациональное общество не будет конечным и высочайшим

выражением возможностей коллективной человеческой жизни - если, конечно, мы

не придадим слову 'разум' более широкое значение, чем то, которое оно имеет

сейчас, и не станем подразумевать под ним объединенную мудрость всех наших

сил познания - и тех, что стоят ниже и выше интеллекта и логического ума, и

этой чисто рациональной части нашей природы. Дух, который проявляет себя в

человеке и тайно управляет его развитием на всех его стадиях, более велик и

глубок, чем интеллект, и ведет к совершенству, которое не укладывается в

рамки жестких конструкций человеческого разума.

Пока же интеллект выполняет свое назначение; он ведет человека к вратам

более высокого самосознания, чтобы, сняв печать с его глаз, оставить на том

широком пороге, где более светоносный Ангел возь-мет его за руку. Он

обращается сначала к низшим силам человеческого существования, каждая из

которых всецело поглощена собственной деятельностью и, слепо веря в

собственную самодостаточность, стремится к осуществлению своих инстинктов и

преобладающих импульсов; он учит их понимать самих себя и смотреть на законы

собственной деятельности глазами мыслящего разума. Он помогает этим силам

осмысленно различать в себе самих высокое и низкое, чистое и нечистое и от

изначального хаоса переходить ко все более и более озаренному видению своих

возможностей. Он помогает им познавать самих себя и является водителем,

наставником, очистителем, освободителем. Он дает им возможность заглянуть за

собственные пределы, увидеть другие силы и взаимодействовать с ними для

получения новых стимулов к действию и более плодотворной работы.

Интеллектуальный разум укрепляет и очищает гедонистическую и эстетическую

силу человека и сглаживает конфликт между ней и этическим разумом и

инстинктом; он придает ей прочность и глубину, подкрепляет ее практической и

динамической силой и теснее связывает с реалиями земной жизни. Он смягчает

этическую волю, привнося в нее психические, гедонистические и эстетические

элементы, и этими элементами, взятыми вместе или по отдельности,

облагораживает практическую, динамическую и утилитарную природу человека. В

то же время он играет роль судьи и законодателя, пытается установить

правила, создать системы и упорядоченные комбинации сил человеческой души,

чтобы те могли двигаться по начертанной линии развития и действовать в

согласии с надежным законом, четко установленным критерием и в размеренном

ритме. Затем, спустя некоторое время, интеллект обнаруживает, что его

законодательная деятельность становится силой ограничения и порабощения, а

стройная система, введенная им в интересах порядка и сохранения жизни,

становится причиной того, что самые ее источники пересыхают и иссякают.

Тогда ему приходится обратиться к своей собственной спасительной способности

подвергать все сомнению. Под влиянием интеллекта, внимающего смутному ропоту

подавленных сил жизни, этический, эстетический, социальный, политический,

эконо-мический принципы начинают сомневаться в собственной правоте, и если

поначалу это снова вносит в жизнь некоторое смятение, беспорядок и

неопределенность,