всей полнотой
власти, или как один из представителей верховной власти - поскольку эта
скрытая Сила действует в настоящее время не прямо, но через многих
представителей и посланников. Подлинным властелином жизни является не
интеллектуальный разум. Присущее человеку стремление обрести свободу, стать
хозяином собственной Природы и окружающего мира сможет по-настоящему
осуществиться только тогда, когда его самосознание разовьется и выйдет за
пределы рациональной ментальности, познает подлинного властелина жизни и
либо отождествит себя с ним, либо установит постоянную связь с его
высочайшими волей и знанием.
Глава XII. Функции и сфера деятельности разума
Если разум не является верховным правителем нашего существа и даже не
претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем просто посредник или
исполнитель, то он не может найти совершенный закон для прочих сфер бытия,
хотя может установить временный и несовершенный порядок, служащий переходной
ступенью на пути к более высокому совершенству. Как рациональный или
интеллектуальный человек не является конечным и высочайшим идеалом
человечества, так и рациональное общество не будет конечным и высочайшим
выражением возможностей коллективной человеческой жизни - если, конечно, мы
не придадим слову 'разум' более широкое значение, чем то, которое оно имеет
сейчас, и не станем подразумевать под ним объединенную мудрость всех наших
сил познания - и тех, что стоят ниже и выше интеллекта и логического ума, и
этой чисто рациональной части нашей природы. Дух, который проявляет себя в
человеке и тайно управляет его развитием на всех его стадиях, более велик и
глубок, чем интеллект, и ведет к совершенству, которое не укладывается в
рамки жестких конструкций человеческого разума.
Пока же интеллект выполняет свое назначение; он ведет человека к вратам
более высокого самосознания, чтобы, сняв печать с его глаз, оставить на том
широком пороге, где более светоносный Ангел возь-мет его за руку. Он
обращается сначала к низшим силам человеческого существования, каждая из
которых всецело поглощена собственной деятельностью и, слепо веря в
собственную самодостаточность, стремится к осуществлению своих инстинктов и
преобладающих импульсов; он учит их понимать самих себя и смотреть на законы
собственной деятельности глазами мыслящего разума. Он помогает этим силам
осмысленно различать в себе самих высокое и низкое, чистое и нечистое и от
изначального хаоса переходить ко все более и более озаренному видению своих
возможностей. Он помогает им познавать самих себя и является водителем,
наставником, очистителем, освободителем. Он дает им возможность заглянуть за
собственные пределы, увидеть другие силы и взаимодействовать с ними для
получения новых стимулов к действию и более плодотворной работы.
Интеллектуальный разум укрепляет и очищает гедонистическую и эстетическую
силу человека и сглаживает конфликт между ней и этическим разумом и
инстинктом; он придает ей прочность и глубину, подкрепляет ее практической и
динамической силой и теснее связывает с реалиями земной жизни. Он смягчает
этическую волю, привнося в нее психические, гедонистические и эстетические
элементы, и этими элементами, взятыми вместе или по отдельности,
облагораживает практическую, динамическую и утилитарную природу человека. В
то же время он играет роль судьи и законодателя, пытается установить
правила, создать системы и упорядоченные комбинации сил человеческой души,
чтобы те могли двигаться по начертанной линии развития и действовать в
согласии с надежным законом, четко установленным критерием и в размеренном
ритме. Затем, спустя некоторое время, интеллект обнаруживает, что его
законодательная деятельность становится силой ограничения и порабощения, а
стройная система, введенная им в интересах порядка и сохранения жизни,
становится причиной того, что самые ее источники пересыхают и иссякают.
Тогда ему приходится обратиться к своей собственной спасительной способности
подвергать все сомнению. Под влиянием интеллекта, внимающего смутному ропоту
подавленных сил жизни, этический, эстетический, социальный, политический,
эконо-мический принципы начинают сомневаться в собственной правоте, и если
поначалу это снова вносит в жизнь некоторое смятение, беспорядок и
неопределенность,