приносить
себя в жертву на общественный алтарь. Ибо общество есть лишь еще более
масштабное соревновательное и кооперативное эго, более сложный организм,
который поглощает и индивида, и семью, и использует их для коллективного
удовлетворения своих витальных потребностей, притязаний, интересов, для
своего усиления, благополучия, наслаждения. Индивид и семья соглашаются на
эту эксплуатацию по той же самой причине, которая побуждает индивида
взваливать на себя ярмо семейной жизни: ибо они находят возможность своей
реализации в этой более широкой витальной жизни и инстинктивно ощущают в ней
собственную возросшую значимость, безопасность и удовлетворение. Общество -
в еще большей степени, чем семья - является в сущности экономическим по
своим целям и по самой своей природе. Этим объясняется преимущественно
экономический и материалистический характер современных идей социализма: они
представляют собой буйное рационалистическое цветение этого инстинкта
коллективной жизни. Но поскольку общество представляет собой одну
соревновательную единицу среди множества себе подобных и поскольку
изначально его отношения с другими обществами всегда являются скрыто
враждебными и даже в лучшем случае соревновательными, а не кооперативными, и
должны строиться с учетом этого обстоятельства, социальная жизнь
дополнительно приобретает неизбежно политический характер, который какое-то
время даже преобладает над экономическим, в результате чего мы получаем
нацию, или Государство. Если мы должным образом оценим эти основные
особенности и мотивы коллективного существования, то найдем вполне
естественным, что коллективная и кооперативная идея общества на пределе
своего развития должна была вылиться в сильную, зачастую чудовищную
гипертрофию виталистического, экономического и политического идеала жизни,
общества и цивилизации.
Как же относятся к этому витальному инстинкту и его грандиозной
современной деятельности высшие части человеческой природы, те более тонкие
силы в человеке, которые более явно направлены на развитие его божественной
природы? Очевидно, первым их побуждением должно быть обуздание этого
инстинкта, подчинение его себе и стремление преобразовать всю эту грубую
жизнь по своему образу и подобию; но когда они обнаруживают, что здесь
действует отдельная сила, не уступающая в постоянстве и упорстве им самим,
которая ищет удовлетворения per se1 и воспринимает их влияние до некоторой
степени, но не в полной мере и на самом деле неохотно, частично,
неудовлетворительно - что тогда? Мы часто видим, что этика и особенно
религия, оказываясь в постоянном конфликте с витальными инстинктами,
динамической жизненной силой в человеке, занимают почти полностью враждебную
позицию по отношению к ним и стремятся опорочить их в теории и подавить на
практике. Витальному инстинкту материального процветания и благополучия они
противополагают идеал холодной и суровой нищеты; витальному инстинкту
наслаждения - идеал не только самоотречения, но и абсолютного умерщвления
плоти; витальному инстинкту здоровья и бодрости - аскетическое презрение,
отвращение и пренебрежение к телу; витальному инстинкту постоянного действия
и созидания - идеал покоя и бездействия, пассивности, созерцательности;
витальному инстинкту силы, роста, власти, господства, завоевания - идеал
смиренности, самоуничижения, покорности, кроткой безобидности, безропотности
в страданиях; витальному инстинкту пола, от которого зависит продолжение
человеческого рода, - идеал бесплодного целомудрия и безбрачия; социальному
и семейному инстинкту - антисоциальный идеал аскета, монаха, отшельника,
свя-того, ушедшего от мира. Начиная с дисциплины и подчинения они приходят к
совершенному умерщвлению плоти, что, иными словами, означает полное
истребление витальных инстинктов, и провозглашают саму жизнь иллюзией, от
которой душа должна освободиться, или земной юдолью, царством плоти и сатаны
- таким образом соглашаясь с утверждением непросвещенной и неразвитой жизни,
что она не является, ей не суждено было быть и никогда не стать Царством
Божиим, высшим воплощением Духа.
Вплоть до известного предела это противодействие витальному инстинкту
приносит определенную пользу и даже легко может - через тапасью, по закону
усиления