Карлос Кастанеда

Огонь изнутри 1984г

сновидения заставляет сдвигаться точку сборки,

или же движение точки сборки само по себе управляет содержанием сна,

активизируя неиспользованные эманации.

Вскоре они поняли, что именно сдвиг точки сборки влево производит

сновидение: чем левее сдвиг, тем более живым и странным будет сон.

Неизбежно они перешли к управлению своими снами с целью заставить свою

точку сборки сдвигаться глубже влево. Пытаясь сделать это, они открыли,

что, когда сном начинают сознательно или подсознательно манипулировать,

точка сборки незамедлительно возвращается в свое нормальное положение. Ну

а поскольку они хотели добиться ее сдвига, они пришли к неизбежному

выводу, что вмешательство в сны - это вмешательство в естественный сдвиг

точки сборки.

Дон Хуан сказал, что с этого момента древние видящие развили свое

поразительное знание этого предмета - знание, наложившее глубокий

отпечаток на то, к чему стремились древние видящие в сновидении, но

малополезное им в своем первоначальном виде.

Он сказал мне, что до сих пор я понимал сновидение как управление

снами, но каждое из упражнений, которое он давал мне для исполнения,

например, такое, как найти свои руки во сне, не предназначено, как это

могло показаться, для обучения командовать своими снами. Эти упражнения

разработаны для удержания точки сборки там, куда она уходит во сне. Именно

там следует удерживать тонкое равновесие. Единственное, что можно

направлять, так это фиксацию своей точки сборки. Видящие подобны рыбаку с

удочкой: она закидывается куда попало, поэтому единственное, что рыбаки

могут сделать, - это удерживать грузило там, где оно затонуло.

- Куда бы не переместилась точка сборки во сне, это называется

сновиденческой позицией, - продолжал он. - древние видящие стали такими

специалистами в удержании сновиденческой позиции, что были способны даже

пробудиться, когда их точка сборки была зафиксирована там.

Древние видящие назвали это состояние телом сновидения, поскольку

доводили свое управление до предела создания временного нового тела всякий

раз, когда пробуждались в новой сновидческой позиции.

Я должен сделать все, чтобы разъяснить тебе, что у сновидения есть

ужасно отрицательная сторона: оно принадлежит древним видящим и окрашено

их настроением. Я был очень осторожен, проводя тебя через это, однако до

сих пор нельзя быть уверенным.

- О чем это ты предупреждаешь меня, дон Хуан? - спросил я.

- Я предупреждаю тебя относительно ловушек сновидения, которые

поистине ошеломляющи, - ответил он. - в сновидении действительно

невозможно направлять точку сборки, ее движение, и единственное, что

направляет этот сдвиг, - это внутренняя крепость или слабость сновидца.

Именно здесь и находится первая ловушка.

Он сказал, что сначала новые видящие колебались в принятии решения

относительно использования сновидения. Они полагали, что сновидение,

вместо того, чтобы укреплять, делает воина более слабым, капризным,

импульсивным. Все древние видящие были таковы. И для того, чтобы заменить

отрицательное влияние сновидения, поскольку не было другого выхода, как

использовать его, новые видящие развили сложную и необычную систему

поведения, названную "путем воина" или "тропой воина".

С помощью этой системы новые видящие укрепили себя и приобрели

внутреннюю крепость, необходимую для сдвига точки сборки во сне. Дон Хуан

подчеркнул, что крепость, о которой он говорит, - это не одно только

убеждение: никто не может иметь более крепких убеждений, чем видящие,

однако они были слабы в самой своей сердцевине. Внутренняя крепость

означает чувство уравновешенности, почти безразличия, чувство удобства, но

самое главное - естественную и глубокую склонность к исследованию, к

пониманию. Все эти черты характера новые видящие называют трезвостью.

- Убеждение, которое разделяют новые видящие, состоит в том, -

продолжал он. - что безупречная жизнь сама по себе неизбежно ведет к

чувству трезвости, а это приводит к движению точки сборки. Я сказал, что

новые видящие полагают, что точку сборки можно сдвигать изнутри. Они

сделали еще один шаг и пришли к выводу, что безукоризненные люди не

нуждаются в том, чтобы их кто-то вел: они могут, сберегая энергию, сами по

себе делать все, что делают видящие. Единственное, в чем они нуждаются,

так это минимальное везение в том, чтобы осознать возможности, которые

открыты видящим.

Я сказал, что мы вернулись к тому же положению, в котором я был в

своем нормальном состоянии сознания: я все еще был убежден, что

безукоризненность или сохранение энергии