Ричард Кавендиш

Учебник чёрной магии

и взойду

на высоты облачные, буду подобен Всевышнему. Но ты низвержен в ад, в

глубины преисподней" (Ис. 14:12-15).

Так зародилось христианское предание о попытке Дьявола сравняться с самим

Богом и об изгнании мятежника с небес. Такая версия ответа на вопрос,

почему раннебиблейский сатана-обвинитель лишился милости Иеговы,

оказывалась особенно удачной, поскольку согласовалась с тенденцией

позднеиудаистских и христианских авторов возвысить изначальный статус

Сатаны едва ли не до положения независимого божества. При этом

утверждалось, что до падения мятежный архангел носил имя Денница, а после

падения стал зваться Сатаной.

Процитированный фрагмент из Книги пророка Исайи связан, возможно, с

легендой об обитавшем в Эдеме прекрасном духе утренней звезды, облеченном

в сверкающие самоцветы и яркий свет. Обуянный безумной гордыней, он

дерзнул бросить вызов самому Богу. "Денница, сын зари" в древнееврейском

оригинале звучало как Хелель бен Шахар, т. е. "дневная звезда, сын зари".

Древние евреи, арабы, греки и римляне отождествляли утреннюю звезду

(планету Венеру) с божеством мужского пола. По-гречески ее называли

"phosphoros" (Фосфорос), а по-латыни - "lucifer" (Люцифер); оба эти

названия означают "светоносец". Высказывалась гипотеза, что легенда о

Люцифере основана на том, что утренняя звезда - последняя из звезд,

видимых на рассвете. Она словно бросает вызов восходящему солнцу, из-за

чего и возникло предание о мятежном духе утренней звезды и о постигшей его

каре *.

Легенды о Люцифере и Хранителях связывают происхождение зла с падением

небожителей, поддавшихся греху гордыни или похоти и осужденных на

наказание в аду. Эти две легенды естественным образом объединились:

Хранители стали считаться приспешниками Люцифера. Намеки на такую

трактовку содержатся уже в 1-й Книге Еноха. В одном из фрагментов ее

говорится, что Хранители были совращены сатанами, которые сбили их с пути

истинного и привели на путь греха; в другом месте Азазель, предводитель

ангелов-отступников, описан как "звезда, упавшая с неба **"

К I веку н. э. Люцифер, Сатана и Хранители объединились в рамках единого

предания, к которому была добавлена история об Эдемском змее. Во 2-й Книге

Еноха сказано, что архангел Сатанаил пытался уподобиться Богу и соблазнил

Хранителей восстать вместе с ним. Все они были изгнаны с небес, и

Сатанаил, желая отомстить Богу, искусил Еву в Эдеме. Согласно

апокрифическому тексту "Жизнь Адама и Евы" ("Vita Adae et Evae"), Сатана

был изгнан из сонма ангелов из-за того,