Ричард Кавендиш

Учебник чёрной магии

женщины стали рождать от Хранителей детей - могучих исполинов,

которые со временем съели все запасы пищи. "И когда люди больше уже не

могли прокормить их, исполины обратились против них и пожрали

человечество, и начали они предаваться греху с птицами и зверями,

пресмыкающимися и рыбами, и пожирать плоть друг друга, и пить кровь".

Тогда Бог послал архангела Рафаила, чтобы тот заключил Азазеля в пустыне

вплоть до дня Страшного Суда, на котором он будет осужден на вечный огонь.

Остальные Хранители были принуждены смотреть на то, как ангелы убивают их

детей. Затем Бог велел архангелу Михаилу сковать Хранителей и заточить их

в ущельях земли вплоть до дня, когда они будут ввергнуты в огненную бездну

на вечную муку. Из тел мертвых исполинов изошли демоны и поселились на

земле, где обитают и до сих пор, сея повсюду зло и разрушения **.

В одном фрагменте сочувственно предполагается, что грех, совершенный

ангелами, объяснялся не столько похотью, сколько жаждой семейного уюта,

которого, в отличие от людей, небожители были лишены. Это - первый намек на

сложившееся позднее предание о зависти, которую стали питать к человеку

некоторые ангелы. Бог говорит ангелам, что им не дано жен и детей,

поскольку они бессмертны и не нуждаются в продолжении рода ***. Но в

позднейшие эпохи возобладало представление о том, что зло, кровопролитие и

запретные искусства появились на земле из-за того, что было совершено

чудовищное преступление против законов Природы. Плотский союз ангельского,

божественного начала со смертным, человеческим, породил на свет чудовищ -

исполинов. Не исключено, что на основе легенды о Хранителях возникли

средневековые поверья о сексуальных связях между ведьмами и Дьяволом. И, по

существу, вся эта легенда оказывается как бы дьявольской пародией на

главную мистерию христианской веры - мистерию нисхождения Бога к смертной

женщине и рождения Спасителя.

Некоторые отцы церкви, в том числе Августин Блаженный, отвергали легенду

о Хранителях и связывали происхождение зла с восстанием верховного

архангела, который взбунтовался против Бога, обуянный гордыней.

Подтверждение этой версии они находили в знаменитом фрагменте из Книги

пророка Исайи, в действительности представляющем собой пророчество о

плачевной судьбе царя Вавилонского:

"Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю попиравший

народы. А говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих

вознесу престол мой и сяду на горе в сонм богов, на краю севера;