Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ

Не религия ли это? Если человек призывает через "молитву создать связь с Высшим" - то какая это проповедь? Не религиозная ли?

Если же сказать, что это - не религия, то, значит, вообще на земле религий никогда и нигде не было. А всюду была только "наука".

Коллективное письмо остепененных рериховцев в редакцию журнала "Вопросы философии" утверждает, что "для всех тех, кто серьезно изучал это учение, нет никакого сомнения в том, что Живая Этика весьма далека от религии. Ей не присущи ни вера в сверхъестественное (все естественно, есть только вещи познанные и еще не познанные), ни обрядность, ни культовые действия. Характерной чертой религиозных учений является слепое следование догматам, тогда как Живая Этика провозглашает духовную свободу, свободу творчества и признает единственный авторитет - авторитет Знания. Она призывает людей учиться, познавать окружающий мир и самих себя, расширять свой кругозор, свое сознание, преодолевать невежество. При этом основополагающее значение придается опытному познанию"281.

Новыми оттенками в этом определении религии являются акцент на слепом следовании догматам и "вера в сверхъестественное".

Что касается первого признака, то он, во-первых отнюдь не специфичен для религии (он есть во многих светских идеологиях). Во-вторых, сами религиозные проповедники почти никогда не проповедуют "слепую веру", настаивают на "просвещении ума" и обретении "духовного опыта", "мистического зрения", или, на современном лексиконе - на сверхрассудочном характере своего "знания", к обретению которого они и призывают своих адептов. В-третьих, именно Рерихи и настаивали (в своем кругу) на безусловном и слепом (в смысле - неразумеющем) послушании: "Иезуиты сильны своей дисциплиной. Пора и светлым служителям понять дисциплину. Иезуиты, даже не зная сущности действия, поступают по приказу. Так можно учиться у врагов"282. "Если что-либо укажу, не меняйте Указа ни в одной букве, если даже не поймете сразу"283. "Закон Иерархии непоколебим и даже некоторые ошибки старших не должны быть обсуждаемы младшими"284.

Теперь же настала привести то определение религии, которое дает сама Е. И. Рерих: "Каждая религия, как связь с Высшим, находит слова о несказуемом переходе в Мир Тонкий" (Мир Огненный 1,335). "Религия как связь с Высшим Миром..." (Мир Огненный 2,38). "Само слово религия от латинского "religare" означает связь, именно связь с Высшим Миром..."285 А сама Агни Йога осознает себя как "связь с Высшим"? Сама Агни Йога предлагает осуществить "переход в Мир Тонкий"?