Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ

качестве антагонистов Бога или богов.

Весьма распространенны попытки определить религию через "веру в сверхъестественное"ssss. "Основным определяющим признаком религиозный характер тех или иных представлений, является их связь с верой в сверхъестественое - нечто стоящее вне законов материального мира, неповинующееся и противоречащее им"250. Из такого рода формул понятно лишь одно: религия - это то, что "не мое" с точки зрения автора этой формулы. Далеко не каждый религиозный человек сможет признать себя в ней. Для большинства "языческих" религий боги вполне материальныtttt, а для современных оккультистов - "тонкоматериальны".

Джайны и буддисты признают существование демонов и богов, но при этом полагают, что бытие этих существ включено в "естественный" порядок вещей, ибо подчинено законам кармы, а, значит, несвободно и включено в космический круговорот.

"Вера в сверхъестественное" - крайне предвзятое определение религии, даваемое на самими религиозными людьми, а их светскими критиками, которым кажется, будто их кругозор и есть нечто "естественное", а то, что выходит за рамки их обихода, есть нечто "сверхъестественное". Этот термин, не присущ, пожалуй, языку ни одной из религиозных традиций. На языке православного богословия, например, слово "сверхъестественный" более всего уместно для указания на личностное бытие: личность, возвышающаяся над "природой" и владеющая ею (речь идет об ипостасях Троицы, владеющих Божественным естеством, о Богочеловеческой ипостаси Христа, владеющей двумя естествами (Божеским и человеческим) и о человеческих личностях, владеющих человеческой природой).

А для внешней, религиоведческой оценки термин "сверхестественное" малопригоден по причине своей безнадежной субъективности и вкусовщины: граница между "естественным" и "сверхестественным" проходит по разному для разных людей и культур. Шаман, совершивший чудесное исцеление своим камланием, вряд ли склонен считать, что но совершил нечто "сверхъестественное": в его мире взаимодействие с духами есть нечто привычное, традиционное, нормальное. Напротив, человек архаического общества, оказавшись в цивилизованном городе, может счесть чем-то аномальным "чудеса" современной техники.

В общем, до той поры, пока религиовед, философ или богослов не смог дать ясного определения "естественному" - до той поры ему стоит воздержаться от упоминания "сверхъестественного".

Хорошо определение религии, предложенное востоковедом Е. Торчиновым: "под религией мы будем