с тем она должна быть и привлекательной целью (едва ли большинство последователей Будды могло бы вдохновиться идеалом "ничто"). Поэтому для них Будда связывает ее с блаженством, а для более "продвинутых" йогов говорит о прекращении сознания"221.
В христианстве подобное поведение невозможно. Можно менять акценты и способы аргументации, но нельзя в одной аудитории говорить нечто противоположное тому, что сказано соседнему собранию - особенно, если речь идет не о политике, а о содержании христианского вероучения.
Христианин не может назвать себя буддистомdddd. Иногда мне жаль, что я не могу использовать этот миссионерский прием. Он был бы сегодня очень успешен. Я знаю, какое волшебное слово я должен произнести в школьном классе или в университетской аудитории, если я хочу, чтобы близлежащие женские монастыри получили пополнение. Стоит мне произнести лишь одно слово. Мне надо только сказать, что я к ним пришел из монастыря по имени - Шаолинь. Мол, я к вам послан ради того, чтобы посвятить вас в великую эзотерическую тайну удара левой пяткой по правому уху. И все. Все мальчишки встают и уходят за мной. А девочки остаются "соломенными вдовами". И дорога им лишь одна - в монастырь...
И все же я не могу так говорить. Я не могу назвать себя ни буддистом, ни жрецом культа Вуду (тоже о-ч-ч-чень популярное верование у молодых потребителей голливудской продукции). После некоторых газетных статей бывает стыдно ходить по улице в православной рясе. Но сменить ее на что-то более незаметное я не могу.
Но теософы могут называть себя чужими именами и даже отрекаться от своего собственного ("мы не оккультисты!").
Эта, мягко говоря, необязательность честности в свидетельстве о себе самих давно уже подмечена у теософов. Например, Владимир Соловьев в рецензии на книгу Е. Блаватской "Ключ к теософии" замечает: "С первых слов на вопрос: есть ли "теософия" религия, автор отвечает решительным отрицанием. Впрочем, на стр. 4 и след. о "теософии" говорится как о некоей единой, начальной и сокровенной религии, на стр. 13 прямо заявляется: "Theosophy, as already said, is the Wisdom-Religion". Таким образом, это и есть, и не есть религия. Кажущееся противоречие разрешается на стр. 58, где автор объясняет, что "теософия" не есть религия потому, что она, как абсолютная истина, есть сущность всех религий"222. Итак, по мнению теософов их доктрина не есть религия всего лишь потому, что она гораздо более религия, чем все остальные религиозные традиции.
Эта тактика "гримировки" была избрана теософами уже в самом