психология. В России не укреплено чувство собственности"130. "Не входите в ряды прародителей большевизма. Оттуда нет возврата"131. В ту пору "Рерих примкнул к воинственно-антисоветскому крылу русской эмиграции. В печати появляются его статьи, клеймящие "банду Ленина-Троцкого" как злейших врагов российской государственности и культуры"132.
Спустя годы в личных суждениях позиция остается той же: "Один из мыслителей, кажется, Успенский, назвал материализм дефективным мышлением или трехмерной собачьей психологией в противовес человеческой, четырехмерной, ибо мысль уже принадлежит к четвертому измерению. Все материалисты лично мне казались всегда ограниченными, убогими, лишенными всякого воображения людьми"133. "Конечно, социализм или, вернее, так называемый коммунизм, есть вреднейшее недомыслие, ибо всякое уравнение есть смерть"134. "Коммунизм, как его проповедуют ныне, уже отжил или отыграл свое, он никому не нужен"135. "Вы то зерно, которое пробьет час смерти Кощею-коммунизму"136. "Одна тьма пожирает другую (фашизм и коммунизм)"137.
Но появилась возможность приблизиться к правительству комиссаров - и тут уже начинаются тактические хитрости. "Сегодня решаю, можно ли уступить Учение священное как учение коммунизма. Надо готовиться к России, где нужно применить высшую меру формулы "Господом твоим". Только "да" на все нелепости, лишь постепенно вложите свое содержание. Славные орехи получатся, когда в чужую оболочку вложите свое ядро"138.
"Шествие коммунизма нужно крепко сплести с именем Майтрейи, ибо это истина. Явлю очень важное - вчера запомнили о связи коммунизма с именем Майтрейи, сегодня должны усвоить, как должны отвечать на вопросы о занятии миром религии. Спросят: "Почему связываете вы религии с коммунизмом?" Скажете: "Исполняю желание Ильича, или Ленина". Правда будет сохранена, ибо Ильич мучительно искал человека, который мог бы связать религии с коммунизмом. Было ясно, что духовные лица непригодны для этой задачи. В то же время псевдонаучный язык интеллигенции навсегда отрывал ее от духовных понятий. Народники в силу безобразных предрассудков утеряли даже возможность мыслить о конъюнктуре духовности. Между тем без вопросов религии невозможно превратить мир спекуляции в мир понимания. Ленин это знал, потому можно назвать его, чтоб связать вашу работу с течением дел в России. Уместно и убедительно сказать, что Махатмы Востока держатся такого же мнения"139. "Где-то можно включить название буддизма идеальным коммунизмом"140. "Учитель советует