Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ

и предложил ей сигару, я буду решительно возражать... Кто из нас знает средние века? Вы знаете, кто такие Servi Regis? Вот если бы дело касалось Тутанхамона или иссохших африканцев, - вот тогда ваши газеты поведали бы об этом все, вплоть до зубной щетки или запонки. Но о людях, которые построили ваши приходские храмы, дали названия вашим городам и ремеслам, даже дорогам, по которым вы ходите, - о них вам никогда не хотелось что-либо узнать. Я не говорю, что знаю все, но я знаю достаточно для того, чтобы понять: вся история, рассказанная в легенде, - чушь от начала и до конца... Еврей не мог быть вассалом феодала. У евреев, как правило, был статус "слуг короля". Кроме того, невероятно, чтобы еврея сожгли за его веру. - Не будете же вы отрицать, что евреев преследовали в средние века? - Ближе к истине, - сказал отец Браун, - что евреи были единственными, кого не преследовали в средние века. Если бы кому-нибудь захотелось сатирически изобразить средневековые нравы, неплохой иллюстрацией был бы рассказ о несчастном христианине, которого могли сжечь живьем за некоторые оплошности в рассуждении о вере, в то время как богатый еврей мог спокойно идти по улице, открыто хуля Христа и Божию Матерь" (Честертон Г. К. Проклятие золотого креста. // Избранные произведения в 4-х томах. Т. 2. - М., 1994, с. 111).

lll Последнее издание писем Е. Рерих, воспроизводящее рукописные оригиналы, а не редактуру, сделанную Е. Рерих для прижизненной публикации, подтверждают этот вывод: там, где в первых изданиях стояли ""фанатики и ханжи", в оригинале и в самом деле - "церковники" (Рерих Е. И. Письма. Т.3. 1935, М., 2001, с. 268).

mmm Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. - СПб., 1994, с. 239. Там же английская исследовательница отмечает: "Теософы-парсы имели склонность фальсифицировать зороастрийские обряды" (с. 240). И еще одну строчку в книге Бойс мне хотелось бы выделить: по ее мнению знание истории зороастризма "Может стать источником силы и настоящей гордости общины, которая борется против поглощения ее в общечеловеческой массе" (с. 263). А православным - можно бороться за то, чтобы не быть поглощенными в общечеловеческой или общетеософской массе? По моде современных масс-медиа и университетов любое племя имеет право бороться за сохранение своей идентичности, за самобытность своей духовной традиции. Любое - но не православные и не христиане. От православных требуют подчинения стандартам экуменизма; от христиан в целом - стандартам синкретизма. Логична ли, честна ли такая двойная мерка?

nnn "Известный русский ученый,