рериховский флаг православной иконой - чем и обеспечили отрицательную реакцию светски настроенного большинства Думы.
l Во внутрисемейной переписке и в переписке с ближайшими сотрудниками Рерихи использовали псевдонимы Фуяма - Николай Константинович; Урусвати - Елена Ивановна; Удрая - Юрия Николаевич Люмоу - Святослав Николаевич. По верованию Рерихов эти имена выбирали не они сами; они были им "даны" их семейным духовным наставником - "махатмой Мориа" и содержали в себе указание или на прошлые реинкарнации Рерихов ("Фуяма" было представлено как имя китайского императора III века - Агни-Йога. Высокий Путь (часть 1: 1920-1928). М., 2002, с. 86) или же на статус обладателя этого имени в духовном мире (Урусвати - Звезда Утра - Венера - Люцифер).
m В дневниках Е. Рерих, впрочем есть следы некоего ее внутреннего недовольства супругом - "Мне тяжела моя денежная зависимость от Фуямы... В делах в жизни и в писаниях Фуямы я живой мертвец или видимая невидимо - нигде и никогда нет упоминания обо мне... Владыка, почему так умалчивает Фуяма... Нужно утвердить имя твое. Слишком долго укрывали самое чудесное. Не я скрывал, но кто-то не брал истину - Моя семья? - Об этом и говорю" (Агни-Йога. Высокий Путь (часть 2: 1929-1944). М., 2002, сс. 492, 504, 505, 516)
n В. Я. Лакшина, бывший председатель Советского Фонда Рерихов, пишет: "есть люди, которые, не разобравшись в сложном духовном наследии Рерихов, напрасно считают, что вера в чудеса Востока потеснила у Рерихов уважение к традиционным ценностям христианской европейской культуры" (Завтра. М., 1994, №6).
o Кстати: "Н.К. не был профессором Академии, но имел звание Академика Петербугской Академии художеств" (Рерих Е. И. Письма. Т.1. 1919-1933. М., 1999, с. 396).
p "Н.К. сказал, что, очевидно, Далай-лама пятый (это было его воплощение) был молчаливым человеком и почти не разговаривал. Ибо у него ни памяти, ни интереса к тибетскому языку нет" (Фосдик З. Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. По страницам дневника 1922-1934. М., 1998, с. 325).
q "Форма религии не имеет значения, но существенна лишь идея" (Рерих Е. И. Письма. Т.3. 1935, М., 2001, с. 163). Письмо в данном случае Елены Рерих, но вряд ли на высказала мысль, отличную от воззрений своего супруга.
r Вот как, например, эта реклама делается: "Человек набиравший людей для экспедиции, был большой, сильный, неизменно бодрый, быстрый, несмотря на седые волосы и длинные седую бороду. Больше всего поразило Ламжава то, что русский с каждым человеком мог разговаривать на его родном языке: с бурятом по бурятски, с монголом по монгольски,