торжества языческой мифологии.
Что же касается Блаватской - то ее сверхэмоциональность, нескрываемый пропагандистский азарт и напор чрезвычайно затрудняют квалификацию ее публицистического наследия как философского. В нашей, европейско-академической традиции, считается, что "эмоции и благопожелания иноприродны философской рефлексии"1367 (а уж тем более ругательства). Подгонка материала под требуемый пропагандистский материал постоянно разрывает логическую ткань текстов Блаватской, причем речь идет не о логических парадоксах (антиномиях), а противоречиях, которых сама писательница просто не замечает. Тот же азарт понуждает ее к совершенно произвольным и фантастическим интерепретациям фактов культуры и истории.
Представления теософов и о религии, и о философии, и о науке явно не могут быть общепринятыми и традиционными. Чтобы учение Агни Йоги могло считаться нерелигиозным и при этом научным и философским, все три компонента предполагаемого "синтеза" должны определяться очень уж изощренно.
Рериховцы это и делают. Религию они сводят к ритуалам или к поклонению библейски-христианскому образу Бога (этот образ им чужд, а значит, по их логике выходит, что они - не религия). Культуру они понимают как поклонение Огню (культ-ура). Под наукой же понимается или древняя магияaaaaaaaaaaaaaaa, или нечто "грядущее", долженствующее подтвердить теософские откровенияbbbbbbbbbbbbbbb. Таким образом все сходится. Для их, верующего, восприятия. Но не для объективного религиоведческого рассмотрения.
Считать теософию светским феноменом - все равно, что признать таковым магию, шаманизм и оккультизм. Если мне скажут, что "оккультизм - это наука об управлении скрытыми силами природы", то в ответ я могу предложить поработать с определением шаманизма как "науки об управлении скрытыми силами духов".
Е. Блаватская пишет, что "все средневековые каббалисты были теософами"1368. Конечно, если будет доказано, что Каббала - это чисто научный, светский феномен, что учение и практику Каббалы нельзя считать религиозными - я признаюсь в своем полном невежестве и соглашусь считать то учение, адептами которого были "все каббалисты" и все Рерихи, нерелигиозным.
Теософские Махатмы не стесняясь говорили о "нашей оккультной доктрине"1369. И в письмах Елены Рерих многие утверждения или советы предваряются ссылками на оккультные доктрины ("зная непреложные оккультные законы..."1370). И о своем хозяине Рерих свидетельствует - "Наш Владыка особенно придерживается ортодоксальных оккультных