Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ

Радонежском, при ближайшем рассмотрении все равно оказывается ложью.

Например, преподобный Сергий построил первый в России храм в честь Святой Троицы, то есть храм, возвещающий самый таинственный, сложный и специфически христианский догмат. Это нисколько не мешает Елене Рерих писать: "Преп. Сергий не был богословом и догматиком, он жил заветами Христа, но не церковными утверждениями"1318.

Преп. Сергий испрашивал утверждения устава своего монастыря у канонического возглавителя Русской Церкви - Константинопольского патриарха. Он поддержал Константинополь в его конфликте с Москвой, когда князь Дмитрий Донской захотел ввести незаконную автокефалию. В свою очередь, за непослушание Москве, он не усомнился наложить церковное отлучение на Ростов. И несмотря на это Елена Рерих пишет: "Его отказ от митрополичьего поста не происходил ли тоже от того, что Дух Его знал все расхождение Церкви с Истиной?"1319.

Преп. Сергий основывал монастыри, причем именно вне городов, в пустынях, в лесах. Рерихи же, числя себя в его учениках, пишут: "Мы решительно против монастырей как антитезы жизни" (Озарение, 2,4,3).

Преп. Сергий прививал на Руси практику исихазма, умного молитвенного делания, а Рерихи уверяют, будто "Святой Сергий даже не разрешал умное делание" (Мир Огненный 2, 116)mmmmmmmmmmmmmm. Термин "умное делание" в его именно православном значении был Рерихам известенnnnnnnnnnnnnnn и в общем правильно ими понимался ("Умение поселить в сердце своем священную Иерархию есть тоже умное делание, но такое делание приходит через труд... Пусть Владыка живет в сердце" - Мир Огненный 2,118). Так откуда же тогда уверенноcть в том, будто преп. Сергий "не разрешал" своим ученикам совершать молитвенный труд, призывающий Христа "поселиться в сердце"?

Если вслушиваться не в голоса духов, а в исторические свидетельства, то придется склониться к выводу о знакомстве преп. Сергия с идеями и практикой исихазма и о его принятии их. Преп. Сергий стремился, чтобы в его сердце воссияло "мысленное солнце правды" - молитва с этим выражением ("восияй в сердцах наших мысленное солнце правды Твоея" находится в пергаменном XIV века Служебнике "преподобного отца игумена Сергия Радонежского" - согласно подписи по листам позднейшим почерком. Эта специфически исихастская молитва встречается здесь впервые1320). Кроме того, один из любимых учеников преп. Сергия - преп. Афанасий Высоцкий в 1381 году сделал для монахов своего (Высоцкого в Серпухове) монастыря выписки из творений Святых Отцов - "Въпроси и ответи преподобных