Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ

от чего потом отказываются с другой ложной клятвою. Отказываются от подписи и ищут отговорок... Они так ограничивают слова, так изменяют порядок их, придумывают такие двусмысленности, что держатся исповедания и нашего, и наших противников, и еретик слышит одно, а православный - другое" (Письмо 22 (83). К Паммахию и Океану).

Гностическая секта прискиллианистов в начале V века исповедовала принцип "Jura, perjura - secretum prodere nol" (Августин. Письмо 237. К Церетию // PL 33 с. 1035). Это правило подробно изъяснялось прискиллианистом Диктинием в некоей книге под названием Libra. Слова Павла "отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему" (Ефес. 4,25) прискиллианисты понимали так, что истину можно открывать только "ближним", то есть членам их секты, другим же можно лгать (см. Августин. De mendatio ad Consent // PL 40)kk.

Параллельно с западными прискиллианами, на востоке Римской империи мессалиане (евхиты, энтузиасты) столь же спокойно давали ложные клятвы о своей вере - "стараясь скрывать свою болезнь, они и после обличения бесстыдно запираются и даже чуждаются тех, которые думают согласно с их внутренними убеждениями" (Феодорит Кирский. Церковная история 4,11)51.

Позднейшие богомилы (Х в.) действовали так же - "страха для человеческа и в церковь ходят и крест и икону целуют, якоже ны (нам) поведают иже от них обратишася в нашу истинную веру, глаголюще, яко вся си творим человек для, а не по сердцу, втаине же крыемы свою веру"52.

В XI веке евреи Марокко, принуждаемые к отказу от своей веры и принятию ислама, обратились к Маймониду с вопросом: что делать? Он посоветовал им в случае крайней опасности, повторять слова, произнесения которых требовали от них мусульмане. Маймонид пояснил, что эти слова останутся лишенными всякого, если их сердца будут по прежнему верны иудаизму53.

Альбигойцы (катары) XIII века при всей своей ненависти к церковному христианству, все же разрешали посещать храмы и участвовать в католических обрядах. На клятвы же, которые они давали христианам, катары "то есть адепты религии, которая запрещала все клятвенные обязательства, смотрели как на неизбежную формальность, лишенную морального смысла"54.

Девиз розенкрейцеров XVII века гласил: "Знать. Желать. Сметь. Молчать"55. Позднее Блаватская именно этот принцип называет - "Универсальная каббалистическая аксиома"56 (это и ее личная просьба57).

Так развивались школы "западного эзотеризма", члены которых публично от христианства не отрекались, но принципиальные религиозно-философские вопросы решали совершенно иначе,