Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ

"привлек к суду жрицу Теориду и добился этой казни" (Плутарх. Демосфен. 14); Теориду обвиняли именно в чародействе и казнена она была со всей своей семьейuuuuuuuuuuuu).

Так что вполне уместен вопрос Августина - "Может быть, христиане установили эти законы, карающие магические искусства? Разве перед христианскими судьями был обвинен в магии Апулейvvvvvvvvvvvv?" (О Граде Божием 8,19).

Так что неприязнь людей к колдунам совершенно независима от христианства...

Вот франкская "Салическая правда" VI века. Назвать ее памятником христианского права и христианской культуры затруднительно. Это самое что ни на есть "традиционное право" (хотя же и смягченное влиянием римской правовой культуры и церковной проповеди). И вполне традиционное, "общечеловеческое" отношение к колдовству стоит за его параграфами: "Если кто причинит порчу другому и тот, кому она причинена, избежит опасности, виновник преступления, относительно которого будет доказано, что он допустил его, присуждается к уплате 63 солидов. Если кто-нибудь нашлет на другого порчу или положит на какое-либо место тела навязь, присуждается к уплате 62,5 сол. Если какая-нибудь женщина испортит другую так, что та не сможет иметь детей, присуждается к уплате 62,5 сол.wwwwwwwwwwww" (Салическая правда, 19). Как сказал В. Мелиоранский, "Языческие понятия об отношениях религии к государству оказались во много раз живучее самого язычества"1234.

А вот сценка из Византийской жизни: "В 581 г., в Антиохии некто Анатолий-возница с товарищами был уличен в тайном совершении языческих обрядов. Xристианская полиция еле спасла обвиненных "служителей беса", "оскорбителей Христа" и "колдунов" из рук разъяренной толпы. Сам патриарх Григорий едва оправдался от подозрений в соучастии; народ притих, ожидая примерной казни Анатолия. Но лишь стало известно, что обвиненные присуждены только к ссылке, как народные страсти вспыхнули с новой силой. Когда ссылаемых стали сажать на шкуну, толпа сбила полицейские наряды, овладела шкуной и сожгла ее вместе с осужденными; сам Анатолий был еще на берегу и был отведен снова в тюрьму. Для удовлетворения народа его осудили на смерть от звериных когтей в амфитеатре"1235.

Дурно ли происшедшее? - Да. Но нельзя не обратить внимание на распределение ролей в этой трагедии. От церковной ли власти исходит инициатива преследования?xxxxxxxxxxxx

Инквизиция же хотя бы предоставляла слово самому обвиняемому, а от обвинителя требовала ясных доказательств...

В итоге - ни один другой суд в истории не выносил так много оправдательных