http://www-sbras.nsc.ru:8000/HBC/2000/n03/f12.html
Гл. 11. . ТЕОСОФИЯ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Оттесняя ваш старинный рационализм и скептицизм, лавиною надвигается новая сила, и имя ей - суеверие. - Священник встал и, гневно хмурясь, продолжал, как будто обращаясь к самому себе. - Вот оно, первое последствие неверия. Люди утратили здравый смысл и не видят мир таким, каков он есть. Теперь стоит сказать: "О, это не так просто!" - и фантазия разыгрывается без предела, словно в страшном сне. Тут и собака что-то предвещает, и свинья приносит счастье, а кошка беду, и жук - не просто жук, а скарабей. Словом, возродился весь зверинец древнего политеизма - и пес Анубис, и зеленоглазая Баст, и тельцы васанские. Так вы катитесь назад, к обожествлению животных, обращаясь к священным слонам, крокодилам и змеям; и все лишь потому, что вас пугает слово "вочеловечился".
Г. К. Честертон1196
Е. П. Блаватская не получила систематического университетского образования. Ее "Разоблаченная Изида" дала повод газете "Нью-Йорк трибюн" так отозваться о создательнице теософии: "Знания Е. П. Блаватской грубы и не переварены, ее невразумительный пересказ брахманизма и буддизма скорее основан на предположениях, чем на информированности автора"1197...
Скептицизм и иронию рецензентов можно объяснить. Фактологическая сторона книги оставляла желать лучшего. Индуизм и буддизм для автора - это единая религия, священная книга которой называется "Бхагаведгита" (написание Блаватской), содержание же ее, судя во всему, Блаватская путает с Бхагавада-пураной. По мнению Блаватской "Далай-Лама считается реинкарнацией Будды"1198, в то время как тибетцы считают его реинкарнацией божества Авалокитешвары1199 (кроме того, аксиомой буддизма вообще является вера в то, что его основатель жил последний раз, ибо достиг окончательного освобождения, и потому никаких позднейших "воплощений Будды" в принципе быть не может).
Впрочем, Блаватская сама охотно признавала недостаточность своего образования, особенно в письмах к русской родне, для которой это не было тайной. Но признания эти, как правило, были призваны подчеркнуть могущество учителей, которые передавали ей самые разнообразные знания, вплоть до высшей математики, используя ее как "слепое орудие" своей воли1200.
Появление следующих книг Блаватской не меняло отншение к ней ученых востоковедов: " Знатоки ориенталисты вновь упрекали теософов в невежестве и указывали на явные погрешности, но более широкий читатель принял книгу хорошо"1201. Активное