жизни, но не ее вершиной. Этих своих "теплохладных" прихожан проповедник может, конечно заклеймить "неверами" и "практическими материалистами", но вряд ли религиовед должен становиться на его точку зрения).
Дюркгейм видит отличие религии от магии в том, что религия соединяет людей, а магия является чисто индивидуальным проектом. " Общество, члены которого едины потому, что они одинаково представляют себе священный мир и его отношения со светским миром и потому, что они выражают это общее представление в одинаковых действиях,- это то, что называют Церковью. Ведь мы не встречаем в истории религии без церкви. Церковь либо узко национальна, либо простирается над границами; либо она охватывает весь народ целиком, либо лишь его часть. Но повсюду, где мы наблюдаем религиозную жизнь, она имеет своим субстратом определенную группу. Даже так называемые частные культы, такие как семейный или корпоративный, удовлетворяют этому условию, так как ритуалы в них всегда совершаются группой: семьей или корпорацией... Совершенно иначе обстоит дело с магией. Магические верования не имеют своим результатом связь между собой исповедующих их людей и их объединение в одной группе, живущей одной и той же жизнью. Не существует магической церкви. Между магом и обращающимися к нему индивидами, как и между самими индивидами, нет длительных связей, которые бы делали их членами одного и того же нравственного организма, близкого тому, который образуют верующие в одного и того же Бога, приверженцы одного и того же культа. У мага есть своя клиентура, а не Церковь, и его клиенты могут вполне не иметь между собой никаких отношений, вплоть до того, что могут не знать друг друга. Даже те отношения, которые они поддерживают с ним, обычно бывают случайными и поверхностными; они совершенно похожи на отношения больного с его врачом"1130.
Теософия, начавшись как "магия" (в дюркгеймовском, социологическом смысле), в рериховском движении перерастает в религию.
Резюмируем же наш дискурс о том, является ли учение Рерихов религиозным. Религиозность учения определяется: 1) источником 2) методом работы и осмысления исходного материала 3) содержанием 4) целью.
Л. Шапошникова когда-то написала: "При всем нашем старании мы так и не смогли найти в его (Рериха) обширном наследии ни упоминаний о "новой религии", ни каких-либо ее, хотя бы гипотетических элементов" 1131. Ну, "при старании" можно, конечно и слона "не найти". Мы же показали, что "элементы" рериховской религии отнюдь не гипотетичны.