руководителям, организации, контролирующей образ мысли и чувств своих членов, в теософских книгах признается: "Не может быть преданности Владыке без преданности к Его избранным, ибо истинно, это было бы полным непониманием основ Учения и оккультных законов. Вы знаете из Книг Учения, "Писем Махатм" и Учения Мастера Иллариона, что условие преданности к Доверенным Владык есть непреложный закон оккультизма"1103. "Истинный ученик, когда чего-либо не понимает в действиях Учителя, все же умеет Ему доверять"1104, - "цементирует" Елена Ивановна сознание своих адептов.
Теперь, наконец, можно привести ту формулу рериховского учения, которая мне представляется ключевой при религиоведческом его рассмотрении: "Почитание Гуру есть путь к высшему Миру"1105.
Эмиль Дюркгейм считал что важнейшим критерием религиозного мировосприятия является разделение мира на священное и мирское. При этом он пояснял, что "под священными явлениями не следует понимать только те личные существа, которые называют богами или духами; утес, дерево, родник, камень, кусок дерева, дом, словом, любая вещь может быть священной"1106. Священные камни, символы и картины в жизни Рерихов были и в их учении упоминаются. Но главное не это. Феномен рерихианства требует дополнения формулы Дюркгейма: на священные и мирские могут делиться не только материальные предметы, но и человеческие личности. Есть люди-профаны, а есть "порсявшщенные" и освященные. Последние должны нарочито почитаться. Главный талисман рериховцев - сами Рерихи. Они наделяются в сознании адептов сакральными чертами: они знают то, что закрыто от других; они ближе к Высшему Миру, они несут в себе заряд энергий, необходимых для спасения всего человечества; они оказываются Путем, соединяющим Горнее и дольнее. Тут вполне уместен термин Мирчи Элиаде - "иерофания"1107, проявление священного. Николай и Елена Рерихи для ближнего круга и при жизни и после смерти были именно "иерофанией". Соответственно, почитание Рерихов, их имени и наследия оказывается религиозным долгом и все оно пронизано именно религиозным чувством. Не внешние действия, не манипуляции с внешними предметами находятся в центре агни-йоговского культа, но отношение к "Гуру".
Кроме того, адепт должен в конце концов сам в себе провести границу между светским и сакральным. Он должен в себе провести "трансмутацию энергий", перестроить себя в сверхчеловека (естественно, не самостоятельно, но при помощи "космических лучей" и "Космической Иерархии).
И поскольку именно