Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ

действительно защищал памятники культуры... Хотя и малоэффективно: его духовный ученик Рузвельт, первым подписавший "Пакт Рериха", приказал бомбить мирные кварталы немецких городов...z Хотя и выборочно: большевистские художества почему-то не давали ему повода для пламенно-обличительных проповедей (при всем желании из многотомья рериховских трудов его нынешние защитники не могут найти соответствующего антибольшевистского материала более чем на три абзаца)...

Но не будем критиковать человека за то, чего он не сказал, за то, на что он не решился, за то, что ему не удалось... За то, что все-таки сделал Николай Константинович в защиту мира и культуры - спасибо ему.

Но он делал не только это. Сводил ли сам Рерих свою деятельность к защите памятников культуры и к своей живописи?

Нет - главное дело своей жизни Рерихи видели в пропаганде того "учения", что диктовал им некий дух по имени "Махатма Мория", он же - "Владыка М."aa, он же - "архангел Михаил". Но если для самих Рерихов книги "Агни Йоги" важнее их собственных картинbb, то отчего же рериховцы от нас требуют, чтобы мы смотрели на Н. Рериха как только на художника?

"Искусство", "непреходящие человеческие ценности", "культурное делание" не вызывают полемической реакции со стороны православных христиан. Нас интересуют прежде всего суждения Рерихов и их учеников о нашей вере. Главное: она им не нужна: "Именно, не нужна общепринятая религиозность" (Озарение 4,3).

Так как же христианин должен воспринять учение, лишающее нас даже "права на существование"? В этом случае разве странным оказывается наше чувство протеста?

Кроме того, что рериховцы говорят о нас, для нас значимо и то, какими духовными путями идут они сами. Поскольку и христиан рериховцы приглашают пойти по пути своих учителей - нас интересуют и те духовные опыты, которые ставили и переживали сами Рерихи. Нас интересует вопрос об их совместимости с той традицией духовного делания, что отражена, например, в "Добротолюбии".

Я готов принять за чистую монету призыв Е. Рерих: "Не следует смущаться никакими спорами между представителями разных религиозно-философских систем"44. Вы это всерьез? Вас не смущают споры философов? Меня тоже. Что ж, тогда давайте говорить.

Давайте не будем стыдиться и прятать наших разногласий, но будем их честно и взвешенно, аргументированно обсуждать... Я признаю за каждым человеком право свободы совести и свободы выбора, то есть право не принимать христианство и даже критиковать его. Но и вы уж тогда будьте добры