Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ

лишать человека его свободной воли, если только не ради его собственной пользы или блага общества"889. Значит, ради "блага общества", ради интересов "дела Водолея" - можно. В таком случае гипноз, по разъяснению Блаватской, становится "белой магией". Далее Блаватскую спросили - можно ли гипнозом внушать человеку необходимость воздержания от спиртного или от лжи. Ответ: "это акт благотворительности и милосердия, и это близко к мудрости. Хотя отказ от пагубных привычек ничего не прибавит к его доброй карме, все же успешное "внушение" удержит его от создания еще худшей кармы"890. Примечательно, что вопрос включал в себе и кодирование "от привычки лгать". То есть если некоторые черты характера и нравственные недостатки (или то, что кажется таковым теософам) решено будет исправить - это можно будет сделать даже не спрашивая свободную волю человека. Блаватская ведь не ставит вопрос - "обязательно с согласия пациента", она подчеркивает лишь порядочность мотивов целителя.

Поскольку с теософской точки зрения вожди будущего будут несомненно порядочны и они будут действовать для блага теософского общества, они применят гипнотические силы для того, чтобы граждане не ухудшали свою кармуmmmmmmmmm. Клизовский мечтает, что "Правители будущего должны будут уметь читать мысли окружающих"891. Вообще скрыть "нежелательные" мысли и эмоции в грядущем обществе будет невозможно - ибо при наступлении "Новой Эры" "чуткость Нашего аппарата позволяет читать волны неосторожных мыслей мира" (Община, 210). Впрочем, не только читать, но и управлять: "Психическая энергия не только немедленно передает, но человек также немедленно принимает к исполнению. Не ошибемся, если скажем, что половина мира исполняет внушенные приказы и нет расстояния для психической энергии" (Агни Йога, 487).

Рерихи и сами не отказывали себе в удовольствии заглянуть в чужое сознание: "Помню, как один сааб уверял, что он вместил международность и общину. В присутствии его доверенного друга Я усыпил его, и он рассказал нам свои истинные мысли. Нужно сказать, что его мысли гораздо более соответствовали банкиру, чем общиннику" (Община, 199). Здесь еще надо иметь в виду, что для Рерихов слово "общинник" синонимично слову "коммунист" (Община, 121).

Елена Блаватская уверяла, что она видела начатки подобного устроения общества на началах гипнократического коммунизма. В Индии, недалеко от Мадраса она наблюдала племя "муллу-курумбов". Низкорослые и обладающие отталкивающей внешностью, люди этого племени, однако, из века