перед руководительницей, которая по ходу дела копит на тебя компромат и при случае грозит пустить его в дело - "В моих письмах имеется достаточно порочащего материала на всех сотрудников"775. Чтобы сделать свой кружок более управляемым, Рерих собирает компромат на своих сотрудников - находя его не только в их собственных сообщениях. "Многие затрудняются при освещении положения дел провести границу между долгом и доносом. Конечно, все зависит от внутреннего побуждения. Но каждая осведомленность так нужна на земном плане. Нужно знание точных фактов и подробностей. Потому мы так ценим каждое осведомление"776 (речь идет об осведомлении Рерих о событиях в жизни членов рериховского общества).
Из знакомства с рериховскими текстами новосибирский философ О. С. Соина вынесла впечатление, что, "как это ни парадоксально, но именно для этого учения, пожалуй, более чем какое бы то ни было другое вещавшего о необыкновенной возвышенности приемов своей духовной пропаганды, исключительно характерна душная, подлинно сектантская атмосфера моральной принудительности к единому нормативно-обязательному типу поведения в общине: жесточайшая селекция людей на темных и светлых, больных и здоровых (т.е. в сущности по принципу разделяющих или не разделяющих учение) и наконец, декларирование всеобщего и абсолютного контроля за духовным миром прозелитов весьма различными способами - от утонченнейшего психоэнергетического воздействия на их сознание до самого что ни на есть вульгарного эмпирического слежения. Последний момент духовного влияния теософов на самосознание человека особенно интересен и в психологическом, и в моральном отношениях. Управление людьми с помощью психотехники составляет, быть может, самую радикальную задачу этого мистического учения, декларируемую ее авторами с фанатизмом, явно достойным лучшего применения"777.
Это лишь критикуя христианство, теософы обличают монашеский идеал. "Монастыри - как антитеза жизни"778; "Много погрешили религии, и особенно христианская умалением брака и унижением женщины, своим презрением к любви и провозглашением обета безбрачия или монашества - этого духовного оскопления. Это страшное изуверство сказалось тяжкими последствиями"779... Между прочим, этим "страшным изуверством" "погрешили" и чтимые Рерихами преп. Сергий Радонежский (монах), и св. Иоанн Кронштадтский (чья жена жаловалась в Синод на то, что ее супруг воздерживается от супружеских отношений)...
Но когда речь идет об аскетизме, вырастающем