того риска, с которым связано погружение в мир разбуженного и взбаламученного подсознания. Последнее вполне допустимо, поскольку йогический путь антропологически, архетипически чужд нашей средиземноморской культуре. Европеец, по мысли крупнейшего психолога ХХ века К.-Г. Юнга, может лишь имитировать методы йоги, взращенные в совершенно иных психических условиях, он может заучивать идеи и термины, но в конце концов все равно не сможет выражать свой психический и духовный опыт непосредственно в терминах индийских традиций: "Мы, европейцы, попросту не так устроены, чтобы правильно употреблять эти методы"417. Не случайно центры "космического сознания" и "восточных медитаций" стали в сегодняшней России исправными поставщиками больных для психиатрических клиник...oooooo
"Медитация и дыхательная гимнастика йогов некоторым помогли стать шизофрениками". Какой воинствующий атеист или церковник это сказал? Да нет, так говорила Шапошникова в былые времена...418
Впрочем, помимо всякого увлечения Востоком, в любой человеческой жизни есть область, пограничная между переживанием собственно мистическим и вполне человеческим. Мир религии - это мир не только мысли, но и мир чувства, эмоции. Сильнейшее из человеческих чувств - любовь. Оно и сильнейшее, и наименее поддающееся контролю. Многие развитые религиозные традиции говорят на языке высокого эротизма, уподобляя Божество Жениху, и душу - невесте, которая жаждет "уневеститься", соединиться с предметом своего стремления, слиться с Ним и стать подобным Ему.
На этом пути религиозной любви может быть неудача в сублимации: некие еще не возвышенные, не преображенные составляющие вполне земной, плотской страстности получат в сознании такого человека завышенную оценку: переживая плотские и даже физиологические состояния, он будет убеждать себя, что он вошел в мир высшей духовности...
Задолго до Фейербаха и Фрейда христианская мысль знала, что человек способен сам создавать объекты своего религиозного поклонения. Человек способен спроецировать свои страхи и надежды "вовне", сделать их отчужденными от самого себя, сублимировать и вознести на "небеса". Человек может сам спровоцировать в себе такие психические состояния, которые он будет склонен рассматривать как пришедшие к нему извне, как откровение и благодатное посещение. Человек выступает творцом своего религиозного опыта.
В признании этого факта нет ничего странного для религии. Конечно, религиозная деятельность есть деятельность человека