достаточно четко представлена схема 'выплавления золотой пилюли'. Она плавится в истинном огне, который соединяется в гармонии с водой почек. 'Младенец' и 'девица' - стихии инь и ян, в то же время это аллегорическое наименование первых образований при 'выплавлении возвращающей пилюли'. Они появляются из ничего и являются как бы ростками, из которых затем развивается пилюля. 'Синий дракон' – это ртуть, 'белый тигр' - это свинец. Соединившись, они порождают пилюлю. 'Золотой господин' - другое наименование свинца, в то же время здесь можно усматривать огонь сердца (т.е. ци) или истинный дух шэнь. 'Желтая госпожа' это 'сваха', которая соединяет в гармонии дракона и тигра. В то же время под этим может подразумеваться животная сила цзин, которая питает духовную силу шэнь, трансформируемую в дальнейшем в 'зародыш бессмертного'.
Приведем еще один отрывок из баоцзюань:
Достигший совершенства патриарх
от заставы Вэйлюй
поднялся к небу.
Во вторую стражу
пребывал в покое, действовал по своей воле.
Сквозь Двойную заставу Цзяцзи
проник в сокровенную пустоту.
Встретился истинный дух.
Осветил песчинки Ганга
на самом дне ясно.
Сокровенную мысль -
не ведают люди -
искать в своем теле надо...
Во дворце Умин
осветил черный терем.
Показалась его верхушка.
Серебряная река
течет вниз.
Поистине сокровенно -
глиняный котел, желтый двор,
природа и судьба соединились.
[37, c.24-26].
Этот отрывок иллюстрирует другой способ достижения бессмертия, рекомендуемый даосами, - при помощи дыхательных упражнений. Речь в нем идет о дыхательном цикле, при котором воздух перемещается из нижней части тела к голове, преодолевая на своем пути заставы, преграды. Это обеспечивает свободу, блаженство, т.е. качества, присущие бессмертным. На приближение к заветной цели указывает и 'соединение природы и судьбы', достигаемое при 'выплавлении золотой пилюли', которое осуществляется при содействии правильной циркуляции воздуха. Застава Вэйлюй, как полагали даосы, находится в области копчика. Двойная застава Цзяцзи - название прохода, расположенного у одиннадцатого позвонка и представлявшего собой второй проход на пути пилюли бессмертия. 'Черный терем', вероятно, горло. 'Дворец Умин' отождествить трудно. В теле человека, по представлениям даосов, два 'дворца света'. Один находится внутри головы между бровями и называется 'верхний дворец света', другой расположен в месте, где заканчивается горло и называется 'нижний дворец света'. 'Серебряная река' - другое наименование канала думо, проходящего внутри позвоночного столба. По ней проходит пилюля. 'Глиняный котел' находится в нижнем 'поле киновари'; это сосуд, в котором созревает пилюля. 'Желтый двор' находится в центре человеческого отела, в среднем 'поле киновари'. По другой версии, существует три 'желтых двора' - центр мозга, центр сердца и центр селезенки.
Подобного рода примеры можно было бы продолжить, но нам представляется, что приведенные отрывки достаточно убедительно демонстрируют хорошее знакомство автора баоцзюань с основными даосскими способами поисков бессмертия, которые он всячески рекомендовал и широко пропагандировал в своем сочинении (наряду, впрочем, с буддийскими).
Как известно, познание дао рассматривалось даосами как обретение бессмертия. Такой же смысл имело и познание 'сокровенного' (или 'темного') прохода (сюань гуань). Авторы трактатов избегали указывать точное место его расположения, говоря иногда, что находится он где-то между почками и пупком, а иногда помещая его между глазами. В книге 'Тай и цзинь хуа цзунчжи' сюань гуань является другим наименованием 'небесного сердца', 'пространства прежнего неба', верхнего 'желтого двора', а потому мы можем предположить, что он находится между бровями. В 'Баоцзюань о познании буддой Пу-мином конечного смысла недеяния' не указывается, где расположен 'сокровенный проход', хотя упоминания о нем есть ('пусть каждый даст обет, получит указание сокровенного прохода', 'повстречался истинный небожитель, разъяснил сокровенный проход'). Возможно, 'указание сокровенного прохода' было частью обряда вступления в секту. Ведь известно, что во всех тайных сектах Китая 'указание сокровенного прохода' наставником входило в обряд посвящения при приеме в секту [34, c.66-67].
Из всего сказанного выше о 'Баоцзюань о познании буддой Пу-мином конечного смысла недеяния' и 'Учении золотого цветка великого единого' нам представляется возможным сделать вывод о том, что создатели этих средневековых сочинений (первое было написано во второй половине XVI в., второе - во второй половине