эфир, огненный дух, не имеет четкого отличия от воздуха.
5 На голосе, возможно, на послушании.
6 То есть Первого Нуса, остающегося высшей причиной сотворения.
7 Армониа; здесь: Судьба. Менар переводит как 'гармония и крепкие преграды кругов', Меад (англ.) как 'harmony'. Скотт (англ.) как 'structure', Нок (англ.) как 'framework', Фестюжьер (франц.) 'armature'. (К. Б.)
8 Приводим для сравнения соответствующий отрывок из другого гностического сочинения - 'Сущность архонтов' (Nag Hammadi Codex, II): 'Нетленность устремила свой взор в глубь областей вод. Образ ее явился в водах. И силы тьмы воспылали к ней любовью. Они не могли уловить образ, явившийся им в водах, по причине их слабости, ибо души не могут уловить дух, поскольку они суть внизу, а он - вверху.
Потому Нетленность взглянула в глубину областей (вод), чтобы по Воле Отца соединить все со Светом'. (К. Б.)
9 См. 'Асклепий', 7.
10 Возможно, имеется в виду вертикально стоящих, в отличие от животных.
11 Айтерос; судя по всему, имеется в виду воздух или огонь с воздухом. (В. С.)
12 Генон; возможно, 'поколений'. (К. Б.)
13 В одном из манускриптов Гермеса здесь находится следующее примечание, опубликованное Буасонадой (Михаил Пселл, 'О деянии демона', Psellos, 'De operatione daemonum') и воссозданное Парси в его работе 'Поймандер': Из Пселла: 'Этот чародей, по-видимому, хорошо знал Святое Писание; именно из него он исходил, излагая сотворение мира. Он не постеснялся даже несколько раз повторить выражения Моисея, как в этом предложении: 'Бог сказал: Растите и размножайтесь', которое он демонстративно заимствовал из Моисеева слова. Но вместо того, чтобы сохранить поистине божественные простоту и ясность Писания, он ударился в высокопарный пафос, присущий мудрецам Эллинизма, в аллегории, разглагольствования и чрезмерности, и отступил от истинного пути или был сбит с него Поймандром. Действительно, нетрудно разглядеть, каким был Поймандр у греков; это тот, кого у нас называют 'Князь lhp`', или кто-то из его приближенных. Ибо, говорит (Василий), Дьявол вор, он обворовывает наши обычаи, не для того, чтобы отвратить своих от безбожия, но чтобы приукрасить их ложное благочестие истинными словами и мыслями, и таким образом делает ее более правдоподобной и приемлемой для большого числа людей. Платон не прав, когда говорит, что греки, наученные дельфийскими оракулами, исправляют то, что они заимствуют у варваров. Вернее было бы сказать, что греки не очень утруждают себя поисками истины и что они особенно заблуждаются в своих мнениях о божественном. И это не наши так говорят, это наиболее уважаемые среди греков; в этом можно убедиться, читая письмо, в котором Порфирий просит египтянина Анебо научить его истине, ибо он знает только мнения греков. Существовало ли какое-либо иное варварское племя, которое бы обожало Творца и Царя Мира в традиционной форме и согласно своим национальным обрядам, этого я сказать не могу, но существует множество доказательств тому, что религия Иудеев была прославлена по всей земле и что их правовая система предшествовала этому Гермесу и любому иному греческому мудрецу'. (Л. М.)
14 Об этих понятиях см. отрывок XVII на с. 162. (К. Б.)
15 Несомненно, планетные энергии. Подобные семь пороков мы находим у Иренея, но не связанными непосредственно с небесными сферами; они перечисляются в следующем порядке: Агнойа (Незнание), Автадия (Высокомерие), Какия (Зло), Зэлос (Гнев), Фтонос (Зависть), Эриннис (Сварливость), Эпитимия (Вожделение); заметим, что на первом месте стоит Агнойа в паре с Автадией, все остальные пороки исходят из Незнания.
16 Необходимо осознать, что в герметизме отсутствует одно из основных понятий христианства - вера в Бога. Вместо него предлагается Знание Бога. (К. Б.)
17 Скотт помещает параграфы 27-29 в конце трактата, после параграфа 32. (К. Б.)
18 Слово Пан в большинстве случаев переводится как 'Всё'.(К. Б.)
19 Возможно, 'Сын твой' или 'Человек - Твой сын'. (В. С.)
II
1 Можно усмотреть некоторое подобие между этим и девятым трактатами, с одной стороны, и памфлетом - с другой. Они начинаются с общепризнанной истины философского порядка, самой по себе имеющей ценность, с дальнейшим переходом к выводам, касающимся морали. Здесь заслуживает внимания наличие после обширного философского развития теологического и нравственного вывода, довольно hqjsqqrbemmn связанного с предшествующим текстом. С этого мгновения перестаешь быть уверенным в истинной