Неизвестен

Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока 4

3-12.

АЛХИМИЯ ГЕРМЕСА ТРИСМЕГИСТА

1 Фейон; священной или серной - игра слов. - Прим. Фестюжьера.

2 Кайпикай бафай: Скотт, Руска и Фестюжьер считают, что имеются в виду краски, действующие при благоприятном положении планет, см. ниже, параграф 6 наст. изд. Возможно, речь идет о сложной системе фосфорных красок, sonrpeakbxhuq древнеегипетскими жрецами.

3 Уже существующая книга о печах, возможно Марии Иудейки, из которой цитируются каминографиа (90.19). Сам Зосима говорит, что он не должен переделывать этот трактат, поскольку он не смог бы сказать лучше, чем древние. - Прим. Фестюжьера.

4 Эвдашюниа: следует помнить, что первоначальное и буквальное значение этого слова: 'факт владения Добрым Демоном'. - Прим. Фестюжьера.

5 См. 'Герметический Свод', IV, 'Кубок', параграф 7Б наст. изд.; 'Фрагменты разные', 19, наст. изд.

6 См. 'Фрагменты разные', 20, далее 21, наст. изд.

7 Это стоическое выражение, являющееся обычно у них характеристикой пневмы. - Прим. Фестюжьера.

8 Игра слов: Гермес и 'ерменеос' - 'толкователь'. - Прим. Фестюжьера.

9 Anesas или Asenas, египетское имя, измененное египетскими иудеями на Елеазара (Eleazar или Azarias). - Пршч. Фестюжьера.

10 В манускрипте написано 'ермен', но Скотт и Фестюжьер считают, что по смыслу должно быть 'ерменеа'.

11 Стоихейон обозначает по-гречески 'стихию' и 'букву'.

12 Игра слов: фос с о кратким обозначает человека - фос с о долгим обозначает свет. Свет (фос с о долгим) играет большую роль в доктрине Первого Человека в трактате 1, 'Поймандр' 'Герметического Свода'.

13 Фестюжьер указывает, что упоминание о Рае свидетельствует об иудейском происхождении этого мифа о Фосе.

14 'Теогония', 521 -523, 614-616.

15 Этот фрагмент в квадратных скобках Райценштайн и Teqr~f|ep считают более поздней христианской вставкой в текст, происходящей из гнозиса, независимого от христианства.

16 То есть человека внешнего, тело. - Прим. Фестюжьера.

17 Речь идет о Манихее, умершем при Бахраме 1 (274-277 гг.). Манихайос насчитывает 9 букв, как пэймарменэ (Судьба). - Пршч. Фестюжьера.

18 О семи периодах см. F. Cumont, 'La fin du monde selon les Mages occidentaux' в 'Revue Hist. Rel.', Clll (1931), с. 93.

19 Несмотря на контекст, Вальтер Скотт и Юлиус Руска, а вслед за ними и Фестюжьер склонны считать, что под словом аутос подразумевается не Сатана, а Сын Божий.

20 Здесь Зосима указывает на два главных источника, из которых он черпал: герметические книги и 'иудеи', то есть, с одной стороны, аллегорические экзегезы (толкования) рассказа об Адаме, а с другой псевдохристианские гностические писания (Никофей). Третий источник, упомянутый сразу после них, - аллегорическая экзегеза легенды о Прометее-Эпиметее. - Прим. Фестюжьера.

21 В противоположность чисто эмпирическому. - Прим. Фестюжьера.

22 Этой разноцветной вещью должна быть протэ иле. - Прим. Фестюжьера.

23 Кажется, что для автора демонами являются местные боги номов, 'управляющие местами'. - Прим. Фестюжьера.

24 Возможно, мемра - олицетворенное Слово Бога или йамбрес - один из двух египетских пророков, противопоставившихся Моисею. - Прим. Фестюжьера.

25 Здесь явно имеется в виду Поймандр, см. трактаты 1 и IV 'Герметического Свода'.

26 Легон оно кай като: вверху или внизу, что на бытовом алхимическом языке означает также сублимацию и дистилляцию. - Прим. Фестюжьера.

27 Судя по стилю, автором этого произведения может быть Зосима. Прим. Фестюжьера.

28 Berthelot М. La chimie au moyen age. Т. II. - 1893. - С. 238; Scott W. Hermetica. T. IV. - C. 140; Festugiere A.-J. La revelation d'Hermes Trismegiste. T. 1. С. 256.

29 В действительности почти все произведение, открыто или тайно, повествует об этом.

30 Предположительно из книги 'Физика' Гермеса Трисмегиста; приводим две версии этого текста; см. CAAG, с. 28-33, 33-

35; W.Scott, 'Hermetica', т. IV, с. 145-149; A.-J. Festugiere, 'La revelation d'Hermes Trismegiste', т. I, c. 256-260.

31 Райценштайн сравнивает этого архангела с богом Хнубисом,

у которого диск на голове и сосуд в руке. - Прим. Фестюжьера.

32 Змей, кусающий свой хвост, символ вечности и единства Вселенной.

ИЗУМРУДНАЯ СКРИЖАЛЬ

1 В Средние века был известен латинский текст 'Изумрудной Скрижали', найденный, по преданию, Аполлонием Тианским (3 г. до н.э. - 97 г. н.э.) на могиле Гермеса вместе с книгой 'Тайна сотворения и знание о причинах вещей'. Афоризмы были высечены на зеленой изумрудной табличке,