Неизвестен

Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока 4

область или город; лишат человека дара речи; удержат половые сношения в заданном размахе; подогреют ванную в ночи; соберут десять тысяч птиц и пчел; скрутят человеческие члены. Даны четыре специальных рецепта для нанесения раны врагу или навлечения на него болезни.

ГЕРМЕС ОБ ОБРАЗАХ СЕМИ ПЛАНЕТ

Мы отложим до нашей главы о Псевдо-Аристотеле 'Книгу духовных произведений Аристотеля, или книгу Антимаквис, которая есть книга тайн Гермеса... древняя книга семи планет'. Но по крайней мере в одном манускрипте работа Гермеса об образах луны сопровождается другим коротким приписываемым ему трактатом об образах семи планет, по одному для каждого дня недели, который должен быть сделан в первый час этого дня, который (час) управляется той планетой, по имени которой назван день*. Этот маленький трактат начинается словами: 'Сказал Гермес, издатель этой книги, я изучил много наук об 06- разах'^35. Всего же я нашел следы этой книги в четырех манускриптах.

'КНИГА ВЕНЕРЫ' ТОЦА

В двух из этих манускриптов работа Гермеса об образах семи планет следует непосредственно за работой Тоца Грека об оккультных (скрытых) свойствах камней под названием 'Книга Венеры' или 'Книга двенадцати камней Венеры'^36. Первая w`qr| трактата, однако, содержит инструкции, широко астрологические по характеру, но включающие также имена духов и окуривание для отливания металлического образа во имя Венеры. Астрологические символы должны быть умещены на груди, правой ладони и ноге образа.

* В романских и частично других языках дни недели названы от соответствующих им планет; вот их последовательность: Луна (понедельник; англ. Monday, франц. Lundi), Марс, Меркурий, Юпитер, Венера, Сатурн, Солнце. - I?ei. пер. В дискуссии о камнях каждый параграф начинается словами: 'Тоц сказал'. Применяются эти камни в основном в медицине, и состоит это во взятии определенного веса определенного камня. Об астрологии, духах и могуществе слов сказано немного более. Тем не менее некоторые чудесные качества приписаны и камням. Одним, если вы незаметно коснетесь двух человек, которые до сих пор были друзьями, вы сделаете их врагами 'аж до конца света. И если ктонибудь возьмет из него порошок весом в один серебряный и смешает его со змеиной кровью (возможно, это название растения) и даст это кому-нибуть выпить, то он будет убегать с места на место'.

ДАЛЬНЕЙШИЕ УПОМИНАНИЯ О ТОЦЕ ГРЕКЕ

Тоц Грек цитировался не одним средневековым автором, и только что описанная нами работа была не только одной из циркулирующих тогда под его именем, но ее, кажется, цитировал Даниэль Морли в двенадцатом веке^37. Альберт Великий в свой список плохих книг об образах в 'Speculum astronomiae' включил работу об образах Венеры^38, другую - о четырех зеркалах Венеры и третью - о станциях (астрологической стационарности?) для культа Венеры. На последнюю также намекает Вильям из Оверни, епископ Парижа, в своем 'De universo' ('О вселенной'), и приписывает ее 'Тоту Греку'^39. Также среди манускриптов Амплония в Эрфурте есть 'книга Тоца Грека, содержащая пятьдесят глав о станциях (стационарности) планет'^40. Цекко д'Асколи, астролог начала XIV века, упоминает вместе 'Эвакса (Evax), царя арабов, и греческого Цота (Zot ошибка в издании Торндайка или в манускрипте?), и Герму из Вавилона'. Это напоминает намек Альберта в его теологической 'Сумме'^41 на 'учение из области некромантии', рассматривающее 'образы, и кольца, и зеркала Венеры, и печати демонов' и изложенное в работах AiuoTa (Achot) из Греции - который, возможно, является нашим Тоцом Греком, Гремой (Grema - опечатка?) из Вавилона и Гермесом Египтянином. И опять же в своей работе о минералах^42 Альберт перечисляет вместе как авторитеты по вычеканиванию драгоценных камней имена Великого (или Мага) Грека, Гермы из Вавилона и Гермеса Египтянина.

ТОЦ, - ТО ЖЕ, ЧТО И ТОТ, ИЛИ ГЕРМЕС ТРИСМЕГИСТ

Более того, не только работа Тоца тесно связана и в дошедших до нас манускриптах, и Альбертом Великим с работой Гермеса, но и написание Вильяма из Оверни 'Thot' показывает, о чем читатель, возможно, уже догадался, что этот Тоц (Тос или Toz) Грек есть не кто иной, как греческий эквивалент египетского бога Тота; иными словами, это сам Гермес Трисмегист. Я еще не упомянул о другом трак' тате, найденном в манускрипте XVII века, который, хотя и, скорее bqecn, по более позднему замыслу, показывает, по крайней мере, что Тоц осталось именем для магии (name to conjure: для заклинания?) вплоть до современности^43. Работа называется 'Комментарий Тоца Грека, философа с величайшим именем,