17 Первые шиитские экстремисты из Куфа, вероятно, знали герметические тексты: когда Mughira показывает своего Бога приближающим два глаза к своему собственному лицу, отраженному в океане сладкой светящейся воды, чтобы сделать из них солнце (- Muhammad) и луну (= 'Ali), он думает о двух глазах Гора (Shahrastani, II, 13-14).
18 Чье k. al mubahala, изданное под именем его ученика Abu'1 Mufaddal Shaybani, я нашел недавно в энциклопедии Majlisi (bihar Vi, 641 -652 foL).
19 Фрагмент из этого трактата Бардесана (по P. Kraus) ар. Jahiz, hayawan, V, 38.
20 Shahrastani, II, 133.
21 AI-Khadir = анонимный проводник Моисея, см. Коран, XVIII, 64.
22 CM. Zerhuni, rihia de Tasaft, перевод Justinard, 1940.
23 Суннитские теологи отказываются согласиться с 'bihaqq'.
24 Стихии, ветры, часы, нравы, качества, достоинства, ритмы, запахи, звуки, вкусы, цвета, профессии, одежда, цветы, драгоценные камни, языки, науки, внутренние и внешние органы, классы животных. См. египетские альманахи (Michell, An egyptian calendar, 1900), китайские и индусские таблицы соответствий.
25 Введение циклов (adwar, akwar) в шиитскую космогонию, которая восходит, согласно Nawbakhti (firaq, 32), к Harithi (около 125/ 742), выявляет проникновение герметической астрологии.
26 Теория Руски, см. его Tabula Smaragdina, с. 168.
27 Под 'аномалистическими' я подразумеваю 'оригинальные, индивидуальные'.
28 В противоположность 'аналогической' александрийской xjnke, скопированной арабскими грамматиками из Басры.
29 Ruska, предисловие к его изданию Razi, k. sirr. al- asrar.
30 Или, в шиитском стиле, скорее ismaelien (Natiq), чем imamit (Samit), см. наш Salman Pak, с. 35-36. Манихейский гностицизм против астрологии, тогда как герметизм, как и Bardesan, - за.
31 См. наш Recueil de textes inedits.., 1929, с. 139.
ЛИНН ТОРНДАЙК: ИСТОРИЯ МАГИИ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ
1 Более детально об этом см. Lippmann, 1919, с. 357-359.
2 Я воспользовался парижским изданием 1564 года, 'Liber de compositione alchemiae quern edidit Morienus Romanus Calid Regi Aegyptiorum Quern Robertus Cestrensis de Arabico in Latinurn Transtulit'. Номер манускрипта будет найден в индексе Каталога Блека Ашмолейских (Ashmplean) манускриптов и где-либо еще, например, в Sloane 3697 и Digby 162, XIII века, fols. 21v и 23г. Другие издания: Basel, 1559; Basel, 1593, в 'Artis Auriferae quarn Cherniam Vocant',ll, 1-54; Geneva, 1702, в J. J. Manget, 'Bibliotheca Chernica Curiosa', I, 509-519.
3 См. выше, глава 38.
4 Berthelot (1893), 1, 234, принял дату 1182 года н.э., сославшись на это замечание, вставленное во вступление арабского текста 38 лет спустя. Это скорее забавно, что Липпманн, который в другом месте воспользовался маловажными поводами, чтобы приуменьшить значение работы Вертело, пропустил эту ошибку. Он еще устанавливал дату 1182 (1919, с. 358 и 482), хотя и был озадачен, как это согласовать с II 43 годом для Робертуса Кастренсиса или Роберта Ретинского (de Retines). Он был в затруднении также в вопросе отождествления этого Роберта или понятия 'Castrenis', и не имел понятия о публикациях Карпинского (1915) и Хаскинса (Haskins, EHR, 1915).
5 Lippmann, 1919, с. 358.
6 Вертело является плохим гидом в таком материале, так как его претенциозные тома о средневековой алхимии основаны на изучении сравнительно небольшого количества манускриптов в Париже. Он почти или совсем не воспользовался коллекцией Sloane в Британском музее, очень богатой алхимическими l`msqjphor`lh, владелец которой Сир Ханс Слоэн казался весьма заинтересованным, или Коллекцией Ashmolean в Оксфорде, хотя Элиас Эшмоль издал 'Theatrum Chemicum Britannicum', 1652, 'содержащий несколько поэтических фрагментов наших знаменитых английских философов, написавших несколько герметических мистерий на их собственном древнем языке', - работа, в которой сам Эшмоль назван Мегcuriophilus Anglicus.
7 Двумя самыми древними манускриптами, использованных Вертело в средневековой латинской алхимии, были BN 6514 и 7156 конца XIII или начала XIV века. В одной из предыдущих глав мы упомянули Berlin 956 XII века, foL 21, 'Hie incipit alchamia', и, возможно, можно составить настоящий длинный список алхимических манускриптов XIII века, как Digby 162, упомянутый в предварительном примечании к этой главе. Однако, как правило, многочисленные алхимические коллекции в манускриптах Sloane - большинство манускриптов с номерами от 3600 до 3900 - полностью или частично посвящены алхимии, как и многие