(в его роли сущее как раз
и выступает). Поэтому утверждение о том, что любое нечто - это определенная
совокупность проявлений этого первоначала (какой-то его аспект), вполне
правомерно. А из него прямо следует, что 'вещи в себе', как автономной
единицы, не существует - по крайней мере формально. (Может возникнуть
впечатление, что, ссылаясь на сущее как первоисточник, мы апеллируем к тому
самому 'запредельному', от которого только что отказались. Это неверно, т.к.
сущее не рассматривается в качестве субъекта, осуществляющего отбор.) Кто-то
возразит: для меня эта вещь выглядит так, для вас иначе, а какая она на
самом деле? Встречный вопрос - а что значит на самом деле? И следом другой:
почему вы вообще решили, что мы смотрим на одно и то же? Основание для
такого решения может быть только одно - наша с вами договоренность называть
определенную совокупность проявлений одним именем. Если и вы, и я сходимся в
том, что наши восприятия соответствуют этой договоренности, значит, мы
смотрим на одно и то же. 'Но договоренность может выполняться, а восприятия
отличаться',- продолжит оппонент. Может, если это предусмотрено в договоре
(определении вещи). Например, при взгляде с одной стороны она должна
выглядеть так, при взгляде с другой - иначе. Т.е. для одинаковой
идентификации воспринимаемых нами нечто они, опять-таки, должны
соответствовать одному определению, но уже с учетом условий наблюдения. При
этом обязательно должно выполняться следующее требование: все наблюдатели,
участвующие в договоре, попав в одинаковые условия, должны воспринимать эту
вещь одинаково, иначе договор теряет смысл. Но и в этом случае
'объективность' определения будет относительной - оно окажется справедливым
лишь для группы почти тождественных наблюдателей. Если же и после такой
поправки не удается согласовать наши восприятия, значит, вещи дано не
строгое определение - мы дали имя не конкретному нечто, а семейству
подобных. Как правило, так и происходит - говоря, казалось бы, об одном,
каждый интерпретирует обсуждаемое по-своему. Спор не возникает до тех пор,
пока не затронуты нюансы личных восприятий. Причина этого 'люфт' в принятом
определении. Прямым подтверждением рассмотренной точки зрения является
процесс становления человека как деятельной личности. Не секрет, что
большинство наших договоренностей о сути вещей являются правилами
неписаными. Основной принцип обучения, используемый людьми, это показ
обучаемому родственных предметов для самостоятельного ознакомления с ними и
формулировки для этих предметов собственного определения. И лишь после того,
как подобным образом накоплен определенный базовый набор понятий, появляется
возможность для формулировки вторичных, обобщающих, синтетических
определений, не связанных непосредственно с чувственным восприятием. Но
независимо от степени обобщенности и отвлеченности этих вторичных
определений они, в конечном итоге, целиком базируются на личном опыте
обучаемого. Сходство определений, даваемых разными людьми, говорит лишь о
сходстве и взаимосвязи отдельных систем 'объект - субъект', но не более
того. А это вполне естественное сходство (люди, в целом, мало отличаются
друг от друга) вовсе не означает, что и для любых других наблюдателей во
Вселенной 'те же самые' нечто будут обладать тем же самым бытием. Можно
расширить определение вещи, подразумевая под ней сумму (объединение) сходных
по какому-то признаку проявлений, регистрируемых разными наблюдателями,
например, людьми. Но в этом случае речь будет вестись, фактически, не о вещи
для отдельного человека, а о вещи для человечества. Т.е. она останется вещью
для другого - поменяется лишь имя и суть наблюдателя. Конечно, можно
рассматривать вещь для человечества (или наблюдателя еще более общего) как
'вещь в себе' для конкретного индивида. Фактически, к этому и сводится
диалектико-материалистическая трактовка термина 'вещь в себе'. Но разве
такой формальный прием в принципе что-нибудь меняет? Это уже вопрос не сути,
а условностей. Зависимость объекта от воспринимающей системы (хотя бы и
большего размера) остается и в этом случае. Вместе с тем, возникают
проблемы, связанные с попыткой объединения в рамках единого описания
противоречивых восприятий существенно разных наблюдателей.