Панкратов В.П.

Дискурсивный мир (Часть 1)

воображением, это

геометрическая точка, т.е. такая пространственная часть сущего, которую

невозможно расчленить на более элементарные - она может быть лишь частью, но

не целым. Единственное связываемое с ней проявление сам факт ее

существования в определенном месте пространства. Может ли подобная точка

выступить в качестве наблюдателя? Оказывается, может! Но поведение ее в этом

случае оказывается довольно специфичным. Точечный наблюдатель, как и всякий

иной, должен иметь определение и вариабельную часть. Поскольку ни о каком

изменении его внутреннего состояния говорить не приходится такового просто

нет - в качестве вариабельной части может выступать лишь множество его

положений в пространстве. Это значит, что зарегистрировать существование

чего бы то ни было точечный наблюдатель способен только путем собственного

перемещения. Надо подчеркнуть, что оно реализуется, 'помимо его воли' -

только в перемещении точечного наблюдателя (в силу его неизменности по

другим аспектам) может проявиться факт существования для него какого-либо

объекта. (Сразу отметим, что это положение справедливо не только для

точечного, но и для любого другого наблюдателя с внутренним состоянием,

неизменным по определению). Именно в этом заключается причина пресловутого

самодвижения материи. Движения, которое, как мы знаем, подчиняется

определенным законам. Но почему оно им подчиняется? Попытаемся разобраться.

1.7. МОЖНО ЛИ ОБОЙТИСЬ БЕЗ 'ЗАКОНОВ ПРИРОДЫ'? Все проявления,

существовавшие, существующие и будущие существовать для конкретного

наблюдателя, собранные в 'состояния' и затем выстроенные в определенную

последовательность, мы назвали миром этого наблюдателя. Следовало бы сказать

точнее - наблюдаемой частью его мира. Сам наблюдатель, присутствуя в каждом

из состояний своей мировой цепочки, становится неотъемлемым ее компонентом

(объект без субъекта не существует). Об этой поправке надо помнить,

поскольку в дальнейшем, без особой нужды, мы не будем строго разграничивать

мир и его объектную часть. По контексту не трудно сообразить, что имеется в

виду. Если же такое разграничение окажется принципиально необходимым,

объектную часть будем именовать миром 'наблюдаемым' или 'объектным'.

Наблюдаемый мир представляет собой наиболее общий, всепоглощающий объект для

данного наблюдателя. Фактически, он является для него образом сущего. Но в

таком образе оно предстает именно перед ним - перед другими - в другом. Это

следует из относительности бытия и того факта, что даже в объединенном,

коллективном мире разные наблюдатели представляют собой разные

пространственные части сущего, а следовательно, оставшиеся - наблюдаемые ими

- части различаются (по крайней мере, по относительному пространственному

положению). По-видимому, наиболее простой иллюстрацией соотношения понятий

'мир' и 'наблюдатель' является следующая грубая аналогия. Представим себе,

что сущее - это бесконечный набор слайдов. Набор настолько полный и

грандиозный, что в нем найдется эквивалент любому изображению. Всякая

последовательность слайдов из этого набора, склеенная в ленту, представляет

собой фильм, называемый нами 'миром'. Сложность этого мира, в нашей аналогии

соответствующая 'резкости изображения', будет зависеть от количества

'палочек и колбочек на сетчатке глаза' наблюдателя, т.е. от количества

параметров, однозначно определяющих его мировосприятие. Отметим, что сам

наблюдатель, как и все остальное, должен быть изображен на этих кадрах. Это

значит, что зрителем упомянутого фильма является один из его персонажей -

фильм смотрится 'изнутри'. Наш зритель - это любое повторяющееся в

определенных чертах (но меняющееся в деталях) изображение. Очевидно, что

указанный персонаж должен присутствовать на каждом кадре этой ленты - только

в этом случае кино будет просмотрено в полном объеме. И вот тут появляется

затруднение. Дело в том, что точно такой же персонаж - наблюдатель,

полностью соответствующий выбранному определению - присутствует и на

множестве других слайдов, не вошедших в наш фильм. А из них могут быть

сформированы другие ленты. Получается, что один и тот же наблюдатель

одновременно просматривает разные миры! Но это невозможно!! Следовательно, в

его определении, помимо описания характерных для него