Панкратов В.П.

Дискурсивный мир (Часть 1)

не на рассуждениях, а на 'многовековом опыте человечества', вполне

вписывается в господствующую ныне парадигму. Яркой иллюстрацией этого служат

очень модные в последние десятилетия модели 'расширяющейся',

'раздувающейся', 'пульсирующей' и т.д. Вселенных. И тем не менее, ответ

неверен! Зависимость F (T ) должна оставаться неизменной лишь в том случае,

если необходимо обеспечить, как говорят программисты, 'прямой доступ' к

произвольному состоянию мира. А в действительности возможен лишь

'последовательный' - в последующее состояние невозможно попасть, пока по

очереди не реализуются все предыдущие! Будь иначе, слова 'последующее' и

'предыдущее' потеряли бы смысл, а вместе с ними смысл потерял бы и мир - как

процесс. (Здесь, правда, имеются некоторые нюансы, о которых сейчас лучше не

говорить).

И вот эта особенность реальной временной цепочки существенно расширяет

класс функций, способных связать разные состояния сущего в единое целое.

Оказывается, достаточно обеспечить однозначность перехода от предыдущего

состояния лишь к следующему непосредственно за ним. При этом правила

перехода каждый раз могут меняться, поскольку при изменении состояния мира

может быть затронута и та его часть, которая содержит алгоритм перехода.

Очень близкой аналогией подобной ситуации являются самомодифицирующиеся

программы, давно известные специалистам по вычислительной технике.

Это значит, что в общем случае, фиксированная функция F (T ) может

отсутствовать, т.е. миры, управляемые неизменными законами природы,

представляют собой лишь частный и, по-видимому, крайне маловероятный вариант

миров, принципиально возможных. Можно сказать, что для них характерно

наличие некоего организующего начала, следящего за тем, чтобы при смене

состояний мира алгоритмическая его часть оставалась неприкосновенной, а

менялась лишь 'область данных'. До тех пор, пока присутствие такого начала в

нашем мире не доказано или, по крайней мере, не подтверждена с высокой

точностью неизменность законов природы на достаточно большом временном

интервале ('многовековой истории человечества' тут явно маловато),

экстраполяция действующих сегодня закономерностей на миллиарды лет назад или

вперед, скорее всего, уведет нас от истины.

Вместе с тем, радикальное изменение законов природы в мире конкретного

наблюдателя может привести к исчезновению его самого, а в результате и его

мира. Вероятность этого тем выше, чем 'тоньше' закономерности, положенные в

его основу (т.е. чем он сложнее). Поэтому возникновение достаточно сложного

наблюдателя возможно лишь в тех мирах, в которых законы природы если и

меняются, то очень постепенно.

Еще на одну деталь следует обратить внимание. Наличие механизма,

привязывающего данное состояние к его преемнику, а значит и ко всему

последующему участку мировой кривой, не означает, что и предыдущий участок

этой линии может быть восстановлен. Между тем, разворачивающиеся миры можно

различить именно по их предыстории - будущее еще не проявилось, а

следовательно, не определено. Поэтому говорить о принадлежности данного

состояния конкретному миру можно лишь в том случае, если оно привязано не

только к последующему, но и к предыдущему состоянию. В этой связи,

Т-инвариантность законов природы, о которой было сказано при анализе

дискретной модели, приобретает особое значение. По сути, она является

формальным отражением факта определенности и автономности конкретной мировой

цепочки - если двигаться вдоль последней в одну сторону, приходим от i-го к

i+1-му состоянию, если в обратную, то от i+1-го должны вернуться к i-му.

Будь иначе, оказалось бы, что i+1-е состояние принадлежит сразу нескольким

мирам, различить, которые невозможно, а следовательно, миры эти должны были

бы слиться в единое, нерасчленимое целое. Другими словами, в конкретном мире

у полного следствия может быть только одна полная причина (говоря о полноте,

мы подразумеваем, что и следствие и причина рассматриваются со всеми их

нюансами). Если же допускается несколько самостоятельных причин, то либо не

все детали следствия учтены, либо имеется что-то вне этого мира,

осуществляющее отбор.

Заметим также - Т-инвариантность законов природы вовсе не означает, что

время в конкретном мире может менять 'направление' своего