Неизвестен

Учебник тибетской йоги

Ошибки при выполнении практики МАХАМУДРЫ

1. Если практика Махамудры сводится лишь к усилию добиться стабилизации ума, деятельность всех шести видов сознания практикующего будет заторможена или затуманена. Этот тип практики называется "замерзшим льдом" и являет собой неблагоприятную тенденцию, которую следует всячески избегать.

2. Тот, кто пренебрегает ясным "Осознанием", придерживаясь лишь Недвойственности, не увидит и не услышит ничего, столкнувшись с видимыми и осязаемыми объектами, звуками, запахами... Это ошибка, связанная с состоянием инертности.

3. Когда последняя мысль ушла, а следующая еще не возникла — это непосредственное мгновение настоящего являет собой чрезвычайно удивительную вещь, если человек может пребывать в нем; но если он делает это без ясного осознания, он все равно впадает в ошибку инертности.

4. Тот, кто способен поддерживать ясное Осознание, но думает, что в этом и состоит вся Махамудра, также впадает в ошибку.

5. Если человек культивирует лишь "Блаженство", "Озарение" и "Недвойственность", не практикуя при этом "наблюдение ума с глубоким проникновением", это не может еще считаться должной практикой Махамудры.

6. Тот, у кого развивается неприязнь к проявлениям внешнего мира, скорее всего сошел с верного пути Махамудры.

О том, кто сосредоточивается на своем Осознании и культивирует Ум просветляющей Пустоты, говорят, что он практикует Махамудру верно. Однако эта "концентрация-усилие" имеет тенденцию снижать ту спонтанность и ту свободу, без которых трудно достичь раскрытия и неограниченного освобождающего Ума. Поэтому нельзя забывать о практике "расслабленности", "неограниченности" и "спонтанности".

* * *

— Что же тогда является верной практикой Махамудры?

— Ум в его обычном состоянии (Т.Т.: Тхал. Ма. Чес. Па.) сам по себе является практикой. Это значит позволить обычному уму оставаться в своем обычном естественном состоянии. Если же к этому уму добавляется или отнимается что-либо, тогда ум перестает быть обычным, а появляется то, что называется "умом-объектом" (Т.Т.: Юл.). Не совершать ни малейшего усилия для выполнения практики, не иметь ни малейшего намерения и в то же время не отвлекаться ни на единое мгновение — это значит практиковать естественный ум должным образом. Таким образом, пока вы в состоянии удерживать свое Само-осознание, чем бы вы ни были заняты, — вы практикуете Махамудру.

*1 Три Царства: Царство Желания (Т.Т.: хДод. Кхамс.), Формы (Т.Т.: гЗугз. Кхамс.) и Бесформенности (Т.Т.: гЗугз. Мед. Кхамс.). Эти Царства включают три основных типа живых существ Самсары. Все живые существа в Царстве Желания имеют сильные желания-страсти (клеша), в Царстве Формы желания-страсти слабее, в Царстве Бесформенности — еще слабее. Царства Формы и Бесформенности состоят из так называемых Двадцати Четырех Небес. Для того чтобы получить рождение там, человек должен достичь определенных Дхьян и Самадхи, но все эти Небеса и Дхьяны, согласно Буддизму, имеют самсарическую природу и сами по себе привести к Освобождению не могут. Согласно учению Махамудры, те, кто цепляется за Блаженство Самадхи, будут рождены на Небесах Желания, те, кто цепляется за Озарение, будут рождены на Небесах Формы, те же, кто цепляется за Недвойственность, получают рождение на Небесах Бесформенности.

*2 См. прим. 5 к "Песне Махамудры".

Часть II. Введение в шесть йог НАРОПЫ

Краткое изложение ДРАШИ НАМДЖХАЛА

Поклон Гуру Дордже-Чангу

Тождественность ноумена и феномена —

Это реальность Дхармы.

Единство Мастерства и Мудрости

Дарует Путь Блаженства-Пустоты.

Тождественность всех форм и Пустоты —

Плод Трикайи *1.

Ваджрадхаре *2, который указывает Путь,

Мой поклон.

Успокоившему тело, речь и ум,

Мастеру трех Йог *3,

Обретшему Высшее Достижение *4;

Гампопе *5, несравненному Гуру

Мой искренний поклон.

Блаженная Пустотность Йоги Тепла *6 —

Это суть магической игры.

Йога Иллюзорного Тела и Сновидений —

Это Суть Света.

В царстве Бардо *7 достичь Трикайи —

Это выше рождения в Чистой Земле Будды.

Всем Гуру линии передачи,

Освоившим все эти йоги,

Мой искренний поклон.

Суть Наставлений *8 этих Шести Йог *9

Излагается здесь для помощи тем, кто способен.

О, Властелин Тайн *10 и Господин Дакинь *11,

Молю Тебя — направь нас Своим благословением.

Это Учение дается для тех, кто отрекся от мира и стремится к достижению состояния Будды уже в этой жизни. Для того чтобы помочь способным практикующим, посвятившим себя Двум Йогам *12, быстро достичь Трикайи, дается это изложение квинтэссенции