уже одним только существованием подобной области, это блаженство, главным источником которого является чрезвычайная радость других, не покидает его никогда. Ничто в нашем мире не походит на это блаженство и ничто не могло бы дать о нем хоть какое-нибудь представление.
Вообразите себе, если можете, беззаботную и счастливую жизнь ребенка (одаренного, однако, нашим духовным опытом), усиленную во много тысяч раз, и тогда вы, может быть, получите некоторое смутное и слабое представление о действительности того мира.
Я хочу привести еще один пример, касающийся духовной жизненности небесного мира, но и его совершено недостаточно для описания того, что превышает силу человеческого слова.
Одним из проявлений этой могучей жизненности является крайняя быстрота вибраций всех частиц и всех атомов ментальной субстанции. В теории мы все знаем, что даже здесь, на нашем физическом плане, ни одна материальная частица даже самого плотного твердого тела никогда не находится в покое. Однако, когда мы приобретаем астральное зрение, то это замечание перестает быть для нас простой научной теорией, – оно становится для нас уже очевидным фактом. Мы начинаем уяснять себе мировую всеобщность жизни и понимаем ее таким образом и в такой степени, какая нам прежде была недоступна. Наш умственный горизонт расширяется, и уже мы мельком замечаем в природе возможность существования таких фактов, которые для лиц, лишенных умственного зрения, должны казаться самыми безумными фантазиями.
Если развитие простого астрального зрения и применение его к грубой физической материи влечет за собой такие результаты, то попробуйте вообразить себе эффект, производимый на ментал наблюдателя, покинувшего наш физический план и изучившего детально гораздо более быстрые вибрации, эффект вдруг открывшихся в нем новых трансцендентальных чувств и развернувшегося перед его восхищенными взорами нового мира, значительно превосходящего покинутый им; мира, быстрота вибраций которого настолько же превосходит скорость вибраций физического мира, насколько скорость вибраций света превосходит вибрации звука; мира, в котором вездесущая жизнь, беспрестанно бурлящая вокруг наблюдателя и в нем самом, относится к совершенно иному порядку и возвышается до неизмеримо большого могущества.
III. Новый способ познания.
Даже то чувство, которое мы только что описали, не является наименьшим чудом небесного мира. Наблюдатель не слышит, не видит, не испытывает осязательных ощущений посредством органов,