прочную действительность рая, обещанного православием.
Эту критику можно опровергнуть с двух точек зрения. Когда мы изучаем задачи будущей жизни, вопрос заключается не в том, которая из этих гипотез нам представляется более приятной (это дело вкуса), а в том, чтобы определить, какая из них вернее. С другой стороны, более внимательное изучение предмета нам покажет, что последователи теории иллюзий становятся на ложную точку зрения и что они совершенно не поняли сути дела.
Во-первых, исследования лиц, способных при жизни в полном сознании переходить в ментальный план, прекрасно согласуются с указаниями, полученными от “Учителей Мудрости” через посредство великой основательницы нашего Общества Е. П. Блаватской.
Этот опыт одним ударом разбивает теорию “простой действительности”, о которой мы сейчас говорили. Очередь за нашими православными друзьями представить свои доказательства.
Во-вторых, если признавать, что в низших уровнях небесного мира человек не знает еще полной истины и, следовательно, иллюзия там постоянно господствует, то мы, не колеблясь, можем с этим согласиться, но вообще наши критики понимают это иначе. Большинство из них пугает мысль, что небесная жизнь будет более призрачной и более бесполезной, чем земная, но это мнение совершенно неправильно. Говорят, что, хотя на ментальном плане мы сами создаем обстановку, но можем видеть лишь самую незначительную часть этого плана. Здесь на Земле, ответим мы, мир, который мы сознаем, никогда не является целиком всем миром, но только той его частью, которую наши чувства, наш разум и развитие позволяют охватить. Вполне вероятно, что в своем земном существовании человек среднего развития имеет обо всем, его окружающем, ошибочное, ложное и во всех отношениях несовершенное понятие. Что знает он о великих мировых силах, ментальной и астральной, сокрытых в видимых им явлениях, но составляющих самую важную их часть? Что он знает вообще об окружающих его физических силах, менее сокрытых, но встречающихся ему на каждом шагу? Действительно, он живет здесь, на Земле, как в небесном мире – в мире, создателем которого он является в широком смысле слова. Он здесь не менее сомневается, чем там; единственная причина этого – его незнание. Он делает возможное.
В небе, возражают, человек принимает свои мысли за действительность. Я отвечу: он поступает хорошо. Его мысли поистине можно считать действительностью В плане, о котором идет речь, то есть в плане ментальном, нет действительности вне мысли.