не требуется никакого другого свидетельства (кроме прямого восприятия). Чувства [индрии] и ум, поднимающиеся из эго, не могут служить свидетельством, касающимся А т м а н а. А т м а н — их основание. Они не существуют независимо от А т м а н а. Собственное существование человека самоочевидно. Блаженство есть Атман. Всё становится дорогим только благодаря любви к Я.
П. Любовь постулирует двойственность. Как может Атман быть объектом любви?
М. Любовь не отличается от А т м а н а. Любовь какого-либо объекта — более низкого порядка и не выдерживает испытания временем. Тогда как Атман есть Любовь, другими словами, Бог есть Любовь.
П. Такова и христианская идея.
Профессор Томас также спросил Шри Бхагавана о наилугшем методе для достижения цели. Не является ли самым лугшим метод Патанджали?
М. Йога гитта вритти ниродха1 [Йога означает прекращение видоизменений ума], что приемлемо для всех. Это также и цель для всех. Метод выбирается согласно собственной готовности каждого. Цель же для всех — одна и та же. Но этой цели даются различные имена только для того, чтобы соответствовать процессу, предваряющему достижение цели. Бхакти, Йога, джняна — все они означают одно и то же. Свасварупанусандхам бхактиритий абхидхияте [Созерцание Я именуется бхакти].
П. Шри Бхагаван поддерживает взгляды адвайты?
М. Двайта и адвайта суть термины относительные. Они основываются на чувстве двойственности. Атман таков, каков Он есть. Нет ни двайты, ни адвайты. Я ЕСМЬ ТО Я ЕСМЬ. Истинное Бытие есть Атман.
1 Йога-сутры (I, 2).
142Беседы с Шри Раманой Махарши
Беседы 1937 года
143П. Это не майявада.
М. Ум — это майя. Реальность лежит за пределами ума. Пока ум действует, имеется двойственность, майя и т. д. Как только ум превзойдён, дальше уже сияет Реальность. Хотя Её и называют сияющей, лучезарность Я и есть А т м а н.
П. Это — Сат-гит-ашнда.
М. Говорят, что Сат-гит-ананда показывает Высочайшее как отличное от асат, нереального, от агит, неодушевлённого, и от анананды, несчастья. Поскольку мы находимся в этом феноменальном мире, мы и говорим об А т м а н е как Сат-гит-ананде.
П. (Термин) Ахам, "Я", применяется к человеку, а также и к Брахману, что выглядит довольно неудачным.
М. Это происходит благодаря различным ограничивающим придаткам [упадхи бхеда]. Телесные ограничения относятся к ахам ["Я"] дживы, тогда как вселенские ограничения имеют отношение к ахам ["Я"] Брахмана. Удалите упадхи [ограничивающие придатки]; "Я" [omw] — чистое и единственное.
П. Даёт ли Бхагаван дикшу [посвящение]?