П. Я знаю Себя как идентичного с телом. Если А т м а н будет отличаться от тела, то пусть Бхагаван скажет мне, как увидеть Себя отдельно от тела. Он постиг Бога. Он может учить меня.
М. Почему А т м а н должен быть отделённым от тела? Пусть тело остаётся, как оно есть.
П. Душа, когда она освобождена от телесной оболочки, может видеть сквозь все тела.
М. Имеются ли другие тогда? Или есть ли там даже ваше собственное тело? Рассмотрите свой глубокий сон: тогда вы не знаете
о своём теле. Но тем не менее вы присутствуете там, тот же самый. Чтобы видеть этот мир, должен быть какой-то субъект, и этот субъект должен быть также и ограниченным. А если безграничен, то какие могут быть другие, кроме неограниченного Я?
П. Разве Бог имеет какие-либо пределы?
М. Оставьте Бога в покое. Какие пределы были для вашего Я в вашем глубоком сне?
П. Тогда смерть должна быть высочайшим состоянием.
М. Да. Мы сейчас живём в Смерти. Те, кто ограничил безграничное Я, совершили самоубийство, наложив такие ограничения.
П. Вы говорите, что следует сосредоточиться на А т м а н е. Как это сделать?
М. Если эта задача решена, то решено и всё остальное.
П. Вы говорите, что следует познать себя. Как познать Себя?
М. Вы сейчас считаете, что вы — это тело.
П. Раджа-йога выполняет Реализацию посредством тела, чувств и т. д., а Шри Бхагаван советует Реализацию путём мышления. Это есть джняна-йога.
М. Как вы можете мыслить без тела?
П. Бог не мыслит.
М. Почему же тогда вы начали с вопроса: "В какой форме Вы видите Бога?"
П. Бог должен чувствоваться посредством чувств.
М. Разве вы не чувствуете Бога?
П. Разве каждый чувствует Бога всегда?
М. Да.
П. Тогда в чём же состоит Реализация?
М. Реализация — это избавление от заблуждения, что вы ещё не реализованы.
П. Я не улавливаю этот момент.
(Они ушли, сделав моментальный снимок.)
436. П. Что такое вишварупа?
М. Это означает видеть мир как Сущность Бога. В Бхагавад-Гите говорится, что Бог пребывает различными вещами и существами, а также и всей вселенной1. Как постичь это или как это увидеть? Может ли человек видеть своё Я? Пусть А т м а н и невидим, но можно ли Его отрицать? Что есть Истина?
1 См. Бхагавад-Гита, главы X и XI.
148Беседы с Шри Романой Махарши
БЕСЕДЫ 1938 года
П. Тогда, значит, неправильно говорить, что некоторые видели Я? М. Это утверждение истинно в той же самой степени, как и вы сами. Тита начинается (II, 20) с утверждения, что никто не был рождён; в четвёртой главе (IV, 5) она говорит:
Много у меня прошлых рождений, у тебя также; Я знаю их все, ты же