состояние незнания, и о самадхи говорят то же самое.
М. Джняна выше знания и незнания. О том состоянии (самадхи) вопроса быть не может. Оно — Истинная Природа, Я.
433. Г-н Томас, профессор санскрита Оксфордского университета, председательствовал на конференции по востоковедению в Тривандраме и по пути в Калькутту посетил Шри Бхагавана. Это пожилой джентльмен с широким лбом и спокойными манерами. Он говорит мягко и медленно. Он проявляет большой интерес к литературе Востока, особенно санскритской, и наслышан о богатстве тамильского языка. Он хотел знать, какой из английских переводов Шримад Бхагавад-Гиты был самым лучшим. Холл переполнен, и некоторые из переводов уже упомянуты, сопровождаемые собственным мнением говорившего, — переводы Тибо, Махадэвы Шастри, Теланга и других. Шри Бхагаван упомянул о переводе Ф. Т. Брукса (F. Т. Brooks). Г-н Томас хочет иметь перевод в метрической (стихотворной) форме, поскольку она — надлежащее средство для передачи сущности [раса], содержащейся в ней1. "Раса — это также и Покой", — сказал он.
М. Да, Брахман — это только раса.
П. Раса также есть и Блаженство.
М. Раса, ананда, Покой — всё это имена одного и того же Блаженства.
Профессору Томасу показали регь г-на Гранта Даффа на философской конференции, состоявшейся в Париже. Позднее ему дали книгу "Дхарма" д-ра Г. X. Мииса, посмотрев которую он спросил, гтб Шри Бхагаван думает о кастах.
М. Касты относятся к телам, а не к Я. Атман — это Блаженство. Чтобы осуществить Блаженство, человек осознаёт Себя, Атман. Ему нет нужды беспокоиться о касте и т. п.
П. Ахамкару (чувство "я") также называют А т м а н о м.
М. Ахамкара ограничена, тогда как Атман выше её.
П. На английском языке имеется много литературы, касающейся восточной философии и религии. Есть различные истол-
1 Этой же точки зрения придерживался и наш выдающийся востоковед, замечательный человек, Всеволод Сергеевич Семенцов (1941—1986). Безвременно ушедший, он успел в 1985 году опубликовать свой русский поэтический перевод [11, с. 144—222]. В 1999 году вышло 2-е, исправленное и дополненное, издание его блестящей книги. См. [12, с. 7—102]. Мир ему!
кователи. Хорошо представлена система Рамануджи. Профессор Радхакришнан излагает адвайтигескую систему. Он придаёт опыту большее значение, нежели доказательству. Шанкара демонстрирует высоко развитый ум.
Обсуждали прямое восприятие. Профессор Томас говорил об умственном восприятии как отлигном от восприятия гувственного.
М. Чтобы сделать вывод о собственном существовании, человеку