Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

пока не осознаете, что оно есть ваше естественное состояние. Тогда вы обнаружите, что сама джапа является посторонней, но она всё ещё будет продолжаться автоматически. Ваше нынешнее сомнение вызвано ложным отождествлением себя с умом, выполняющим джапу.

Цель джапы — привязать ум к одной мысли, чтобы исключить все другие. Она ведёт к дхьяне, которая завершается Само-реали-зацией, или джняной.

414. Г-н Г. В. Суббарамайя, преданный, написал несколько ко

ротких стихотворений, весьма интересных. В некоторых из них

речь идёт о ребёнке. Шри Бхагаван сказал, что Бог становится

ребёнком и vice versa1. Это означает, что самскары в ребёнке всё

ещё скрыты и он, таким образом, совершенно чист. Когда самска

ры уничтожены, даже взрослый человек снова становится ребён

ком и поэтому остаётся Богом.

Автор стихов сказал: Этот ребёнок создаёт "домашнюю" атмосферу.

Шри Бхагаван: Да. Дети всегда пребывают в "доме". Мы тоже всегда находимся там, но дремлем и воображаем себя вне дома.

Шри Бхагаван добавил: В Дакшинамурти Стотре2 я перевёл слово "юный" [юва] словом "дитя" [бала]. Это кажется более подходящим.

'Легендарная тамильская поэтесса (IX-X вв.), известная своей необыкновенной мудростью и долгожительством. 2 См. также [5; 8, с. 194].

1 Наоборот (лат.).

2 См. [5; 8, с. 252-253].

124

Беседы с Шри Романой Махарши

Беседы 1937 года

125

Заново родиться — значит стать ребёнком снова. Человек должен заново родиться, прежде чем получит джняну, т. е. возвратит себе естественное состояние.

415. Шри Бхагаван зачитал несколько поэтических строф о

величии тамильского языка из предисловия к тамильскому тол

ковому словарю и объяснил ссылки в очень интересной манере.

Из трёх испытаний, устанавливающих превосходство шиваизма

над джайнизмом, первое относилось к Тирунянасамбандару,

который пришёл во дворец царя Пандья, чтобы исцелить его от

болезни. Царица очень волновалась — царь в нежном возрасте,

всего двенадцати лет. Тирунянасамбандар успокоил её сомнения,

сочинив строфу, которая говорит, что, хотя и молодой, царь был

более чем ровня сильной группе неисчислимых джайнов. При

декламации этой строфы Шри Бхагаван задохнулся от волнения

и не мог продолжать.

Вторым испытанием был огонь, не опаляющий лист каджана (пальмовый лист, на котором писали священные тексты, Писания), а третьим — листы каджана, плывущие против течения реки (в местечке Тируведагам).

Шри Бхагаван также рассказал историю Бога Ишвары, который одновременно просил пищу, как старик, принимал её, как юноша,