Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

может выражаться формой, джапой, мантрой, вигарой или какой-нибудь другой разновидностью попытки достичь Её. Все эти практики в конце концов приходят к одной-единственной Реальности. Бхакти, вигара и джапа — только различные виды наших усилий воспрепятствовать нереальности. Нереальность сейчас выступает как навязчивая идея, в то время как наша истинная природа — Реальность. Мы упорно продолжаем обманываться нереальностью, т. е. привязанностью к мыслям и мирским активностям. Их прекращение откроет Истину. Все попытки направлены к тому, чтобы не допускать их, думая только о Реальности. Хотя Она и есть наша истинная природа, похоже, что мы думаем о Реальности, только пока занимаемся этими практиками. Всё, что мы делаем, действительно равнозначно удалению препятствий к открытию нашего истинного бытия. Медитация или вигара являются, таким образом, возвращением к нашей истинной природе. П. Эти попытки обязательно приведут к успеху? М. Реализация — это наша природа, ничего нового приобретать не требуется, так как новое не может быть вечным. Поэтому нет нужды сомневаться в утрате или обретении А т м а н а.

402. Говоря о мозге и Сердце1, Шри Бхагаван вспомнил следующий давний инцидент2.

1 Здесь и далее имеется в виду Сердечный центр, расположенный двумя

пальцами правее средней линии груди.

2 В данной беседе составитель "Бесед", Мунагала С. Венкатарамайя, опи

сывает её содержание как свидетель, не используя прямой речи Учителя.

Тем не менее всё сказанное (кроме первого предложения) — рассказ Самого

Бхагавана.

114

Беседы с Шри Раманой Махарши

Беседы! 937 года

115

Кавьякантха Ганапати Муни однажды доказывал, что мозг — самый важный центр, а Шри Бхагаван настаивал, что — Сердце. Этот спор наблюдали и другие. Через несколько дней Шри Бхагаван получил письмо, содержащее короткое английское стихотворение от одного юноши, Н. С. Аруначалама, который даже ещё не был студентом высшей школы.

Это стихотворение замечательно по своей поэтической образности1. Шри Бхагаван, Кавьякантха и все остальные представлены как Сердце, ум и тело соответственно или так же как солнце, луна и земля. Свет солнца отражается луной, и земля освещается им. Подобным образом и мозг действует посредством сознания, полученного из Сердца, а тело при этом защищается. Это поучение Шри Бхагавана содержится и в Шри Романа Тите. Сердце — самый важный центр, из которого жизненность и свет излучаются в мозг, давая ему возможность действовать. Васаны в их тончайшей форме