как мир сновидений в состоянии бодрствования [джаграт].
Каждая иллюстрация должна пониматься в её правильном контексте; её не следует изучать как некое изолированное утверждение. Она — звено в цепи. Цель всех этих звеньев — направить ум искателя к единой Реальности, лежащей в основе их всех.
П. Имеется ли та разница в философии Шанкары и Гаудапа-ды, в которой ученый профессор хочет нас убедить?
М. Эта разница присутствует лишь в нашем воображении.
П. Сэр С. Радхакришнан пишет:
Общая идея, проходящая через произведение Гаудапады,
что зависимость и Освобождение, индивидуальная душа и этот
110Беседы с Шри Романой Махарши
Беседы 1937 года
111мир — все нереальны, побуждает едкого критика заметить, что теория, которой больше нечего сказать, кроме того, что нереальная душа пытается избавиться от нереального Высочайшего Блага, может сама быть некой нереальностью. Одно дело говорить, что неизменяемая реальность, выражающая Себя в изменчивой вселенной без утраты своей природы, есть тайна, и другое — отбросить всю изменчивую вселенную как простой мираж. Если мы должны играть роль в жизни, то не можем делать это с убеждением, что эта роль — некая показуха, а все призы в ней — просто пустышки. Но философия может удерживать такую теорию и быть спокойной за себя. Самое большое осуждение (которое можно вынести) такой теории — в том, что мы принуждены занимать себя объектами, существование и ценность которых постоянно отрицаем в теории. Такая теория лишь показывает, что имеется ещё что-то, включающее и превосходящее этот мир, но не подразумевает, что этот мир — сновидение. М. Как уже было сказано, цель всей философии — показать Реальность, лежащую в основе всего, будь то состояния джаграт, свапна и сушупти или индивидуальные души, мир и Бог. Возможны три точки зрения:
1. Въявахарика: Человек видит этот мир во всей его множествен
ности, предполагает присутствие Творца и считает себя субъек
том (действия). Всё это поэтому сводится к трём принципам —
джагат, джива и Ишвара [мир, душа и Бог]. Он узнаёт о суще
ствовании Творца и пытается достичь Его, чтобы обрести бес
смертие. Если кто-то таким образом освобождается от зависимо
сти, то остаются все остальные индивидуумы, существующие, как
и раньше, которые ещё должны решить задачу их собственного
спасения. Он более или менее принимает Единую Реальность, ле
жащую в основе всех этих феноменов. Феномены обусловлива
ются игрой мат. Майя — шакти Ишвары, или активность Реаль
ности. Таким образом,