Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

должен ответить себе, — "Кто я?".

Я хочу знать "Кто Вы?". У меня есть мой собственный ответ. Если другой говорит то же самое и так тоже говорят миллионы остальных, то вполне правдоподобно, что истинная природа существует. Мне нужен абсолютный ответ на этот вопрос, а не игра

словами.

М. На таком пути вы, в лучшем случае, находитесь в сфере

вероятностей.

П. Да. Определённостей нет. Даже существование Бога нельзя

доказать с абсолютной определённостью.

М. Оставьте пока Бога в покое. Что с вами?

П. Я хочу получить подтверждение присутствия А т м а н а.

М. Вы ищете этого подтверждения от других. Каждый адресуется к другому как "вы", но себя титулует как "я". Подтверждение исходит только от Я.

Вообще нет "вы". Всё содержится в Я. Другой может быть познан только на основе А т м а н а, Я. Не существует других без

субъекта.

П. Опять нет ничего нового. Когда я встречался с сэром К. В. Раманом, он говорил мне, что теория запаха может быть объяснена его теорией света. Запах больше не нужно объяснять в терминах химии. Итак, здесь уже есть нечто новое; это прогресс. Это как раз то, что я имею в виду, когда говорю, что во всех утверждениях, которые сейчас слышу, нет ничего

нового.

М. Я никогда не ново. Оно всегда одно и то же.

П. Вы хотите сказать, что прогресса вообще нет?

М. Прогресс воспринимается исходящим (направленным вовне) умом. Всё неподвижно, когда ум обращён вовнутрь и ищется Я.

П. А науки — что становится с ними?

М. Они все заканчиваются в Атмане. Атман — их

законченность.

(Было пять гасов веъера. Шри Бхагаван покинул Холл, и этот джентльмен отправился на станцию.)

82

Беседы с Шри Романой Махарши

Беседы 1937 года

83

381. Г-н Базе, инженер из Бенгалии, спросил о смысле последней строфы Атма Видьи (Познание Аммана)1. Шри Бхагаван дал объяснение в нижеследующих строках.

Этот мир воспринимается, но его восприятие является только кажущимся; оно требует для своего существования размещения и света. Такие существование и свет появляются одновременно с поднятием ума. Поэтому физическое существование и физическое освещение являются частью ментального существования и освещения. Последнее не абсолютно, так как ум поднимается2 и опускается3. Субстрат, основание, ума — А т м а н, Я, который очевиден. Это — абсолютное бытие, непрерывное в состояниях глубокого сна, бодрствования и сновидения.

Этот мир состоит из множественности, которая суть функция ума. Ум сияет отражённым светом, т. е. светом, отражённым от А т м а н а. Так же как изображения на киноэкране видимы