должен ответить себе, — "Кто я?".
Я хочу знать "Кто Вы?". У меня есть мой собственный ответ. Если другой говорит то же самое и так тоже говорят миллионы остальных, то вполне правдоподобно, что истинная природа существует. Мне нужен абсолютный ответ на этот вопрос, а не игра
словами.
М. На таком пути вы, в лучшем случае, находитесь в сфере
вероятностей.
П. Да. Определённостей нет. Даже существование Бога нельзя
доказать с абсолютной определённостью.
М. Оставьте пока Бога в покое. Что с вами?
П. Я хочу получить подтверждение присутствия А т м а н а.
М. Вы ищете этого подтверждения от других. Каждый адресуется к другому как "вы", но себя титулует как "я". Подтверждение исходит только от Я.
Вообще нет "вы". Всё содержится в Я. Другой может быть познан только на основе А т м а н а, Я. Не существует других без
субъекта.
П. Опять нет ничего нового. Когда я встречался с сэром К. В. Раманом, он говорил мне, что теория запаха может быть объяснена его теорией света. Запах больше не нужно объяснять в терминах химии. Итак, здесь уже есть нечто новое; это прогресс. Это как раз то, что я имею в виду, когда говорю, что во всех утверждениях, которые сейчас слышу, нет ничего
нового.
М. Я никогда не ново. Оно всегда одно и то же.
П. Вы хотите сказать, что прогресса вообще нет?
М. Прогресс воспринимается исходящим (направленным вовне) умом. Всё неподвижно, когда ум обращён вовнутрь и ищется Я.
П. А науки — что становится с ними?
М. Они все заканчиваются в Атмане. Атман — их
законченность.
(Было пять гасов веъера. Шри Бхагаван покинул Холл, и этот джентльмен отправился на станцию.)
82Беседы с Шри Романой Махарши
Беседы 1937 года
83381. Г-н Базе, инженер из Бенгалии, спросил о смысле последней строфы Атма Видьи (Познание Аммана)1. Шри Бхагаван дал объяснение в нижеследующих строках.
Этот мир воспринимается, но его восприятие является только кажущимся; оно требует для своего существования размещения и света. Такие существование и свет появляются одновременно с поднятием ума. Поэтому физическое существование и физическое освещение являются частью ментального существования и освещения. Последнее не абсолютно, так как ум поднимается2 и опускается3. Субстрат, основание, ума — А т м а н, Я, который очевиден. Это — абсолютное бытие, непрерывное в состояниях глубокого сна, бодрствования и сновидения.
Этот мир состоит из множественности, которая суть функция ума. Ум сияет отражённым светом, т. е. светом, отражённым от А т м а н а. Так же как изображения на киноэкране видимы