и теперь тащи его и приводи под контроль" (Бхагавад-Гита, VI, 26). "Пойми ум умом" (манаса мана алокъя) — так провозглашают Упанишады.
П. Является ли ум ограничивающим придатком [упадки]?
М. Да.
П. Является ли видимый [дришья] мир реальным [сатья}>
М. Он истинен в той же степени, что и сам видящий [драшта]. Субъект, объект и восприятие образуют триаду [трипути]. За ними лежит Реальность. Они появляются и исчезают, тогда как Истина вечна.
П. Эти происшествия, составляющие триаду [трипути самб-хава], являются всего лишь временными.
М. Да, если человек обнаруживает А т м а н даже в преходящих предметах, то эти элементы триады будут найдены несуществующими, вернее, неотделимыми от А т м а н а; и в то же самое время они будут продолжаться.
1 Поэма, являющаяся четкой формулировкой практического руководства, даваемого Шри Бхагаваном. См. [5; 8, с. 130-135; 404-417].
22 марта
377. Посетитель из Андхра-Прадеш среднего возраста: Говорят, что человек божествен. Почему же тогда он имеет горести?
М. Божественность относится к сущностной природе. Горести принадлежат феноменальной природе [пракрити].
П. Как человеку преодолеть горести?
М. Осознанием Божественности в себе.
П. Как?
М. Практикой.
П. Каким видом практики?
М. Медитацией.
П. Ум неустойчив в процессе медитации.
М. Всё будет в порядке, если практиковать.
П. Как сделать ум устойчивым?
М. Усилением его.
П. Как усилить ум?
М. Он становится сильнее при общении с мудрым [сат-санг].
П. Должны ли мы добавлять молитвы и т. п.?
М. Да.
П. А что сказать о том, у кого нет горестей?
М. Он — достигший йоги. О нём вопрос не стоит.
П. Люди ссылаются на бедствия, такие как землетрясения, голод и т. п., чтобы отвергнуть Бога. Как нам дать отпор таким утверждениям?
М. А откуда они сами пришли — те, кто доказывают?
П. Они говорят: "Из Природы".
М. Одни называют это "Природой", другие "Богом".
П. Должны ли мы хранить что-нибудь на чёрный день или лучше кое-как перебиваться ради духовных достижений?
М. Бог присматривает за всем.
27 марта
378. В ходе разговора с посетителем из Андхра-Прадеш Шри Бхагаван процитировал:
асамшаям махабахо мано дурниграхам голам абхъясена ту Каунтея вайрагъена га грхъяте
78Беседы с Шри Романой Махарши
Беседы 1937 года
79О мощнорукий, ум, несомненно, беспокоен и труден
для обуздания; Но упражненьем и бесстрастием обуздать его можно,
Каунтея.
Бхагавад-Гита (VI, 35) Для объяснения вайрагьи Шри Бхагаван снова процитировал:
Санкальпа прабхаван камамс тъяктва сорван ашешатах