Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

и теперь тащи его и приводи под контроль" (Бхагавад-Гита, VI, 26). "Пойми ум умом" (манаса мана алокъя) — так провозглашают Упанишады.

П. Является ли ум ограничивающим придатком [упадки]?

М. Да.

П. Является ли видимый [дришья] мир реальным [сатья}>

М. Он истинен в той же степени, что и сам видящий [драшта]. Субъект, объект и восприятие образуют триаду [трипути]. За ними лежит Реальность. Они появляются и исчезают, тогда как Истина вечна.

П. Эти происшествия, составляющие триаду [трипути самб-хава], являются всего лишь временными.

М. Да, если человек обнаруживает А т м а н даже в преходящих предметах, то эти элементы триады будут найдены несуществующими, вернее, неотделимыми от А т м а н а; и в то же самое время они будут продолжаться.

1 Поэма, являющаяся четкой формулировкой практического руководства, даваемого Шри Бхагаваном. См. [5; 8, с. 130-135; 404-417].

22 марта

377. Посетитель из Андхра-Прадеш среднего возраста: Говорят, что человек божествен. Почему же тогда он имеет горести?

М. Божественность относится к сущностной природе. Горести принадлежат феноменальной природе [пракрити].

П. Как человеку преодолеть горести?

М. Осознанием Божественности в себе.

П. Как?

М. Практикой.

П. Каким видом практики?

М. Медитацией.

П. Ум неустойчив в процессе медитации.

М. Всё будет в порядке, если практиковать.

П. Как сделать ум устойчивым?

М. Усилением его.

П. Как усилить ум?

М. Он становится сильнее при общении с мудрым [сат-санг].

П. Должны ли мы добавлять молитвы и т. п.?

М. Да.

П. А что сказать о том, у кого нет горестей?

М. Он — достигший йоги. О нём вопрос не стоит.

П. Люди ссылаются на бедствия, такие как землетрясения, голод и т. п., чтобы отвергнуть Бога. Как нам дать отпор таким утверждениям?

М. А откуда они сами пришли — те, кто доказывают?

П. Они говорят: "Из Природы".

М. Одни называют это "Природой", другие "Богом".

П. Должны ли мы хранить что-нибудь на чёрный день или лучше кое-как перебиваться ради духовных достижений?

М. Бог присматривает за всем.

27 марта

378. В ходе разговора с посетителем из Андхра-Прадеш Шри Бхагаван процитировал:

асамшаям махабахо мано дурниграхам голам абхъясена ту Каунтея вайрагъена га грхъяте

78

Беседы с Шри Романой Махарши

Беседы 1937 года

79

О мощнорукий, ум, несомненно, беспокоен и труден

для обуздания; Но упражненьем и бесстрастием обуздать его можно,

Каунтея.

Бхагавад-Гита (VI, 35) Для объяснения вайрагьи Шри Бхагаван снова процитировал:

Санкальпа прабхаван камамс тъяктва сорван ашешатах