Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

смятение, гордость и ревность?

М. Дхъяной.

П. Что такое дхьяна?

М. Дхьяна состоит в том, чтобы удерживать единственную мысль и отталкивать все остальные.

П. Что же нужно брать объектом медитации?

М. Всё, что вы предпочитаете.

П. Говорят, что Шива, Вишну и Таятри одинаково действенны. На чём следует медитировать мне?

М. На том, что вам нравится больше всего. Как объекты медитации они обладают равным влиянием, однако нужно придерживаться только одного.

П. Как мне медитировать?

М. Сосредоточьтесь на самом приятном из объектов. Если преобладает одна мысль, то все остальные отходят на задний план и в конце концов искореняются. Разнообразие свидетельствует о присутствии "плохих" мыслей, но когда доминирует объект вашей любви, то удерживаются только "хорошие" мысли. Поэтому прилепитесь только к одной мысли. Дхьяна — это главная практика.

Немного позднее Шри Бхагаван продолжил: Дхьяна подразумевает бой. Едва вы начнёте медитацию, посторонние мысли столпятся, соберут силу и постараются утопить ту единственную мысль,

1 См. Глоссарий.

72

Беседы с Шри Раманой Махарши

Беседы 1937 года

73

которую вы пытаетесь удержать. При повторении практики эта "хорошая" мысль должна постепенно усиливаться, и когда она станет совсем могучей, остальные мысли обратятся в бегство. В медитации всегда идёт такая ожесточённая битва. Человек хочет избавиться от страданий. Для этого необходим покой ума, т. е. отсутствие смятения, вызываемого разного рода мыслями. Покой ума создаётся только дхьяной.

П. Тогда зачем нужна пранаяма?

М. Пранаяма предназначена для того, кто не может непосредственно контролировать мысли. Она играет роль тормоза в автомашине. Но, как я уже сказал ранее, на ней не следует останавливаться, необходимо двигаться к пратъяхаре, дхаране и дхьяне. После того как дхъяна принесёт свои плоды, ум будет оставаться под контролем даже без пранаямы. Асаны (позы) помогают пра-наяме, которая, в свою очередь, помогает дхьяне, и приходит покой ума. В этом и состоит цель хатха-йоги.

Позднее Шри Бхагаван продолжил: Когда дхъяна хорошо установлена, её уже нельзя оставить. Она будет продолжаться самопроизвольно, даже когда вы заняты работой, игрой или наслаждением. Она будет упорствовать также и в глубоком сне. Дхъяна должна укорениться так глубоко, чтобы стать естественной для человека.

П. Какой обряд или действие необходимы для развития дхъяны?

М. Дхъяна сама по себе есть действие, обряд и усилие. Она является самой интенсивной и мощной. Никакое другое