Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

Может ли такое зрение быть грубым? Приведёт ли вас такое объяснение к правильному пониманию?

Шри Кришна говорит: Калошми , "Я есть Время"4. Разве Время имеет форму?

Опять же, если вселенная будет Его формой, то должна ли она быть одной и неизменной? Почему Он говорит Арджуне: "Узри во Мне всё, что ты хочешь видеть"? Это означает, что Его форма соответствует желаниям того, кто видит. Говорят о "божественном зрении", но тем не менее каждый красит место действия согласно своей собственной точке зрения. Тот, кто видит, присутствует также и в том, что видимо. Что есть всё это? Даже какой-нибудь гипнотизёр может заставить вас видеть странные сцены. Вы называете это трюком, тогда как остальное вы зовёте боже-

1 См. Бхагавад-Гита (XVIII, 66). "Лишь иди и предайся Мне".

2 Там же (XI, 7).

3 Там же (XI. 48).

4 Там же (XI, 32).

ственным. К чему это различие? Всё увиденное не может быть реальным. Такова истина.

365. В то время как Шри Бхагаван продолжал говорить с тем

же напряжением, один из посетителей спросил, как преодолеть

отождествление А т м а н а с телом.

М. Что вы скажете о глубоком сне?

П. Там преобладает неведение.

М. Как вы узнаёте о своём неведении в глубоком сне? Вы существовали в этом сне или нет?

П. Я не знаю.

М. Вы отрицаете своё существование в глубоком сне?

П. Мой рассудок должен допустить это.

М. Каким образом вы делаете вывод, что существуете?

П. Путём рассуждения и на опыте.

М. Необходимо ли рассуждение для переживания? (Смеётся).

П. Является ли медитация аналитической или синтетической?

М. Анализ или синтез — оба принадлежат сфере интеллекта. А т м а н превосходит интеллект.

366. Перед отъездом в 16.30 г-жаДодвелл задала второй вопрос,

спрашивая, гто подразумевается под нэти-нэти [не это, не это].

М. Сейчас имеется ошибочное отождествление А т м а н а с телом, чувствами и т. д. Вы приступаете к отбрасыванию их, и это есть нэти [не это]. Это можно сделать, только удерживая такое, которое не может быть отброшено. Оно единственно и есть ити [это] — А т м а н, Я.

21 февраля

367. Дама, говорящая на языке маратхи, слугашая посетитель

ница, собравшаяся уезжать, была погти готова залиться слезами.

Она спросила: Я знаю, что мукти невозможно получить в одной

жизни. Всё же я действительно не могу иметь покой ума в этой

жизни?

Угитель огень доброжелательно посмотрел на неё и сказал, мягко улыбаясь: Жизнь и всё остальное пребывают исключительно в Брахмане. Брахман присутствует здесь и сейчас. Исследуйте.

П. Я практикую медитацию многие годы. Тем не менее мой ум неустойчив и не может