"Кто я?", а совсем не человеку, полностью сознающему себя. Ошибочное отождествление А т м а на, Я, с не-Я и заставляет вас спрашивать "Кто я?".
Еще позднее: Различные дороги ведут в Тируваннамалай, но он одинаков, по какой бы дороге в него ни вошли. Подобным образом и подход к этой теме меняется соответственно личности. Несмотря на это, А т м а н один и тот же. Но всё же если, находясь в Тируваннамалае, спрашивать дорогу в него, то это звучит смешно. Точно так же если человек, будучи Собой, спрашивает, как стать Собой, то это выглядит абсурдом. Вы — А т м а н, оставайтесь Атманом. И это — всё. Вопросы возникают из-за нынешнего ошибочного отождествления А т м а н а, Себя, с телом. Это — неведение. При его удалении А т м а н один есть.
355. П. Разве образование не делает мудреца более полезным
для мира, чем неграмотность?
М. Даже ученый человек должен преклониться перед неграмотным мудрецом.
Неграмотность — это неведение; образование — это ученое неведение. Они оба невежественны относительно их подлинной цели; тогда как мудрец не невежествен, поскольку для него нет цели.
356. П. Почему сон (неведения) должен присутствовать в этом
мире?
М. Только благодаря греху.
П. Можно ли его уничтожить?
М. Да.
П. Говорят, что сон неведения заканчивается только после того, как заставит прочувствовать себя.
М. Зачем же тогда нужна преданность Богу?
П. Как можно разрушить этот сон?
М. Не воспринимая его активности и результаты.
П. Как это можно сделать?
М. Только исследованием Себя.
ВОСПОМИНАНИЯ
357. Шри Бхагаван рассказывал о некоторых происшествиях
во время Его пребывания в Тируваннамалае.
1. Однажды Ему подали банановый лист с маленьким пятныш
ком какого-то вещества, чтобы Он слизнул его. При этом было
сказано, что это хорошо скажется на пищеварении. Он слизнул, а
чуть позже поел. Через некоторое время собравшиеся люди пред
стали окружённые светом [теджомайя]. Это переживание прошло
спустя какой-то период.
2. Находясь в Павалаккунру, Он собирался принять ванну в
одном из ручьев на склоне Горы. Об этом сообщили Паланисва-
ми. Стало известно, что Джада Падманабхасвами, живший на Горе,
условился с Паланисвами принять Шри Бхагавана на Горе, непо
далёку от своей хижины. Паланисвами, не уведомив Шри Бха
гавана, привёл Его туда. Шикарный приём ожидал Его. Для Него
было подготовлено специальное сиденье, были предложены мо
локо и фрукты, а Д. П.1 прислуживал Ему с большой сердечно
стью.
3. Д. П., хотя и представленный в книге "Само-реализация"2
как стремившийся повредить