созданного копьем Шивы. Даже сейчас уровень воды в нём поднимается примерно на фут (тридцать сантиметров) в течение каждого из десяти дней, предшествующих полнолунию в тамильском месяце Маси (Магхашуддха Пурнами), и затем постепенно опускается в течение последующих десяти дней. Этот феномен можно наблюдать каждый год. Молодежь деревни наблюдает его с удивлением. В такое время паломники приходят, чтобы совершить ритуал омовения в этих водах. Та вода серная, потому что серебряные украшения купающихся темнеют после купания в ней. Шри Бхагаван сказал, что заметил это ещё мальчиком.
По одну сторону деревни течёт река, а по другую сторону лежит огромное озеро. Берег озера глинистый и тянется на пять километров. Озеро расположено где-то на шесть метров выше уровня деревни, что довольно странно. Даже когда оно переполняется, его воды текут в других направлениях, оставляя саму деревню незатронутой.
1 апреля
653. Некоторые угителя, которые присутствовали на встреге Угителъской гильдии в городе, пришли в Холл. Один из них спросил Шри Бхагавана: Кажется, что я блуждаю в лесу, потому что не нахожу дорогу.
М. Эта идея пребывания в лесу должна уйти. Она относится к таким идеям, которые вызывают беспокойство.
П. Но я не нахожу дорогу.
М. Где этот лес и где эта дорога, если не в вас? Вы есть тот, кто вы есть, и всё-таки говорите о лесе и дорогах.
П. Но я обязан жить в обществе.
М. Общество — это также некая идея, подобная идее леса.
П. Я покидаю свой дом, иду и вращаюсь в обществе.
М. Кто делает это?
П. Тело двигается и делает всё это.
372Беседы с Шри Раманой Махарши
Беседы 1939 года
373М. Именно так. Сейчас вы отождествляете себя с этим телом и чувствуете беспокойство. Беспокойство — в вашем уме. Вы думаете, что вы — тело или ум. Но есть случаи, когда вы свободны от них обоих, например в глубоком сне. В своём сновидении вы создаёте некое тело и некий мир, что представляет вашу умственную активность. В бодрствующем состоянии вы считаете себя этим телом, и затем возникает та идея леса и всё остальное.
Теперь рассмотрим такую ситуацию. Вы — неизменное и непрерывное бытие, которое остаётся во всех трех указанных состояниях, постоянно меняющихся и, следовательно, преходящих. Но вы всегда здесь. Из этого следует, что те преходящие объекты — лишь феномены, которые появляются на вашем бытии, словно изображения, движущиеся по экрану. Когда изображения движутся, экран не движется. Подобно этому, вы неподвижны, даже когда это тело покидает дом и вращается в обществе.