Свами, и спросил: "Мадхава, кто-нибудь уносил воробьиное гнездо?"
Служитель, вошедший медленной походкой, ответил равнодушным тоном: Я удалял все гнёзда, как только они появлялись. Последнее я убрал как раз сегодня днём.
М. Это так. Вот почему воробьи жаловались. Маленькие бедняжки! Как они приносят кусочки соломы и лоскутки в своих крохотных клювах и стараются построить свои гнезда!
Служитель: Но почему они должны строить здесь, над нашими головами?
М. Ладно, ладно. Посмотрим, кто преуспеет в конце концов.
(Спустя короткое время Шри Бхагаван вышел из Холла.)
641. Объясняя нагольную строфу в Сад Видье1, Шри Бхагаван
заметил: Этот мир всегда очевиден для каждого. Все должны знать:
"Я и этот мир существуем". При исследовании: "Действительно ли
эти двое всегда существуют?" и "Если они действительно реальны,
то должны оставаться даже безотносительно к времени, простран
ству и различию. Таковы ли они?" становится ясно, что они вос
принимаются только в состояниях бодрствования и сновидений,
1 См. сноску 1 на с. 234.
354Беседы с Шри Раманой Махарши
Беседы 1939 года
355но не в глубоком сне. Поэтому "я" и этот мир по временам появляются, а также и исчезают. Они создаются, длятся, а потом исчезают. Откуда они возникают? Где они пребывают? Куда идут дальше, исчезая из виду? Могут ли такие феномены считаться реальными?
Кроме того, "я" и этот мир, объекты творения, сохранение и разрушение воспринимаются только в состояниях бодрствования и сновидений, но не в глубоком сне. Как глубокий сон отличается от двух других состояний? В этом сне мыслей нет, тогда как в двух других состояниях они есть. Там мысли должны быть источником "я" и мира.
А что сказать о мыслях? Они не могут быть естественными; иначе они не могли бы возникать в один момент и исчезать в другой. Откуда они возникают? Необходимо допустить существование их источника, вечно присутствующего и не подверженного изменениям. Он должен быть вечным состоянием, как сказано в упадеша мантре1: ТО, от которого все существа произошли, ТО, в котором они пребывают, и ТО, куда они возвращаются.
Эта строфа не восхваление или обожание, но лишь выражение Реальности.
642. Г-н К. Л. Шарма спросил: Свасварупанусандханам бхакти-
ритьябхидхияте2 (Какие бы различия среди людей человек ни
наблюдал, все они — только различные формы А т м а н а).
И ещё: Сватмататтванусадханам бхактиритъяпаре джогух (Когда
человек рассматривает всех людей как форму Бога, тогда предан
ность спонтанно возникает в уме). В чём различие между