помощи темноты, ибо вы не можете смотреть кино в ярком солнечном свете. Подобно этому, ум творит мысли и видит объекты, благодаря подспудному неведению (авидье). Истинная природа — это чистое знание, чистый свет, в котором нет двойственности. Двойственность подразумевает неведение. Знание Себя выше относительного знания и неведения, Свет А т м а н а, Я, выше обычного света и темноты. А т м а н совершенно один (только Он и существует).
637. Кто-то задал вопрос о прогрессе.
Шри Бхагаван сказал, что прогресс существует для ума, но не для Я. Истинная природа всегда совершенна.
2 марта
638. Последние несколько дней действовало правило, которое
запрещало посетителям входить в Холл с 12.00 до 2.30 дня. Не
сколько посетителей мусульман пришли сегодня в Ашрам во вре
мя этого интервала. Служитель сразу сказал им, что не следует
беспокоить покой Шри Бхагавана в эти часы. Шри Бхагаван спо
койно поднялся с дивана и вышел из Холла; Он сел на каменный
настил, прислонившись к стене (Холла), и попросил этих посети
телей тоже сесть около Него. Он продолжал читать газету, а Сам
прилёг на камень. В конце концов Его попросили войти в Холл.
639. Говоря с г-ном К. Л. Шармой из Пудукотаха, Шри Бхагаван
сказал: Почему, оставив то, что является ближайшим и сокровен
ным, человек должен искать остальное? Писания говорят "ТЫ есть
ТО". В этом утверждении "ТЫ" прямо переживается, но, оставляя
это, люди продолжают искать "ТО"!
П. Чтобы найти единство "ТО" и "ТЫ".
М. "ТЫ" есть Внутреннее Я, присущее всему; для того чтобы найти то же самое, человек оставляет себя и воспринимает этот мир объективно. Чем является этот мир? Что Присуще ему? ТО.
Все такие (объективные) идеи возникают только при забвении собственного Я. Никогда я не беспокоил себя подобными вещами. Только спустя какое-то время мне пришло в голову, что люди изучали такие вопросы.
3 марта
640. Около четырех часов дня Шри Бхагаван, который сосре
доточенно что-то писал, медленно посмотрел на северное окно,
закрыл авторучку колпачком и положил в ящичек, закрыл запис
ную книжку и отложил её в сторону; Он снял очки, сложил их в
футляр и убрал его в сторону. Он отклонился немного назад, гля
дя вверх, повернул лицо в разные стороны и посмотрел туда и
сюда. Махарши провёл рукой по лицу, Он выглядел задумчивым.
Затем Он обернулся к кому-то в Холле и мягко сказал:
"Пара воробьев только что приходила сюда и пожаловалась мне на то, что их гнездо было удалено. Я посмотрел вверх и обнаружил отсутствие их гнезда". Затем Он позвал служителя, Мадха-ву