феноменами. Когда они прекращаются, то остаётся атма-вритти, или субъективная вритти, которая есть то же, что и познание Себя [джнянам]. Без вритти-джнянам неведение [аджня-нам] не прекратится. После этого тонкое тело [пуриаштака] тоже не будет связано с чем-то внешним и А т м а н будет сиять, единый и гармоничный.
18 февраля
632. Г-н Сатьянараяна Рао, учитель школы Махант в Веллоре, —
хорошо известный почитатель Шри Махарши. Он страдал от рака
глотки, и врачи потеряли всякую надежду спасти его. Ему предоста
вили комнату в Ашраме, и управляющий [Сарвадхикари] очень добр
к нему. Уже прошло около двух месяцев, и больной очень слаб.
Около 9 утра Шри Бхагаван читал газеты [тапалс]. Брат г-на Рао появился в Холле, встревоженный, чтобы попросить Шри Бхагавана о больном, который дышал с трудом. Сарвадхикари1 также пришёл в Холл по просьбе страдающего. Шри Бхагаван продолжал чтение. Через несколько минут пришёл и другой преданный с той же самой целью. Шри Бхагаван спросил: Вы позвали врача?
П. Да, но он слишком занят в больнице.
М. Что я могу сделать?
1 См. сноску на с. 219.
(Спустя короткое время.) Они будут рады, если я пойду туда.
Вскоре Шри Бхагаван покинул Холл, подошёл к больному, мягко помассировал и положил одну Свою руку ему на Сердце, а другую — на голову. Г-н Рао, с высунутым языком, открытым ртом и пристальным взором, выказал знаки облегчения и минут двадцать нежно шептал: "О, Помощь беспомощных, как я обеспокоил Тебя! Чем я могу отплатить за такую доброту?" Люди почувствовали облегчение. Шри Бхагаван вернулся в Холл. Кто-то предложил Шри Бхагавану мыло и воду, чтобы помыть руки. Он, однако, отказался и потёр руками о Своё тело. Несколько дней спустя больной скончался.
Один хорошо известный преданный заметил: Шри Бхагаван выглядит таким безучастным при всех обстоятельствах, но Он всегда такой любящий и такой милостивый.
23 февраля
633. Посетитель из Диндигала сказал: Я мучаюсь и умом и телом. С рождения у меня не было счастья. Мне рассказывали, что моя мать тоже страдала после того, как зачала меня. Почему я так страдаю? В этой жизни я не грешил. Может быть, всё это объясняется моими грехами в прошлых жизнях?
М. Если бы всё время имелось непрерывное страдание, то кто бы искал счастье? Другими словами, если страдание будет естественным состоянием, как вообще может возникнуть желание быть счастливым? Тем не менее это желание возникает. Поэтому быть счастливым естественно; всё остальное неестественно. Страдание нежеланно только потому, что оно приходит