что означает Я, а также что такое Реализация. Тогда вы узнаете всё.
П. Ум должен осознать в Сердце.
М. Пусть так. Но что такое ум?
П. Ум, Сердце — все являются аватарами Перумала (вайш-навский термин для воплощения Бога).
М. Если так, то нам нет нужды беспокоиться.
П. Как мы можем осознать на этой основе?
М. Отдайте ум Перумалу (Богу). Его аватар не может оставаться независимым от Него. Отдайте Ему то, что принадлежит Ему, и будьте счастливы.
П. Как это сделать?
М. Каким образом мы узнаём об уме? Благодаря его активности, а именно мыслям. Когда бы мысли ни возникали, помните, что все они — видоизменения Перумала и они не могут быть ничем иным. Этого достаточно; это — отдача ума. Разве может что-либо существовать независимо от Перумала? Всё есть только Перумал. Через всё действует Он. Зачем нам беспокоиться?
27 декабря
601. Г. В. Суббарамайя, преданный из Андхра-Прадеш, упомянул что-то про "время".
М. Что такое время? Оно предполагает некое состояние, распознавание его человеком, а также наличие изменений, которые влияют на него. Интервал между двумя состояниями называют временем. Состояние не может возникнуть, если ум не призовёт его к существованию. Ум должен удерживаться А т м а н о м. Если ум не используется, нет понятия времени. Время и пространство находятся в уме, тогда как истинное состояние человека лежит за пределами ума. Вопрос времени вообще не возникает для человека, который укоренился в своей истинной природе.
Г-н Нараяна Айяр: Слова Шри Бхагавана так приятно слушать, но их значение выходит за пределы нашей понятливости. Кажется, что мы очень далеки даже от надежды на ясное понимание.
Г-н Г. В. Суббарамайя: Наше понимание лишь интеллектуальное. Если бы Шри Бхагаван соблаговолил направить нас несколькими наставлениями, то мы извлекли бы огромную пользу.
М. Тот, кто наставляет ревностного искателя делать это или то, не будет истинным учителем. Искатель уже и так огорчён своей активностью и хочет Покоя и Отдыха. Другими словами, он хочет прекращения своей деятельности. Вместо этого ему говорят делать что-то дополнительное к ней или заняться другой деятельностью. Может ли это помочь искателю?
Активность — это созидание. Она — разрушение внутренне присущего человеку счастья. Наставник, оправдывающий активность, — вовсе не Учитель, а губитель. В подобных обстоятельствах можно сказать, что Творец (Брахма) или Смерть (Яма) приходят под видом такого учителя. Он не может освободить устремлённого, он только усиливает его узы.
П. Но даже