— грубое самомнение вират. Чит-атма есть только Чистое Бытие.
13 декабря
590. Две дамы, одна из Швейцарии, а другая — француженка,
посетили Махарши. Младшая задала несколько вопросов, самым
важным из которых был следующий: Брахман является тем же са
мым, что и джива. Если джива подвержена иллюзии, то это сво
дится к утверждению, что Брахман находится под влиянием ил
люзии. Как такое возможно?
М. Если Брахман находится под влиянием иллюзии и хочет избавиться от неё, то пусть ОН и задаст этот вопрос.
14 декабря
591. П. Искатели, которые пребывают в непосредственной
близости от Учителя, могут получить милость посредством взгля
да [даршан], прикосновения [спаршана] и т. д. Но как получить ту
же самую милость, когда находишься на расстоянии?
М. Посредством йогического взгляда [йога дришти].
Г-н Чопра, пенджабец, работающий в Сингапуре и приехавший сюда, задал несколько вопросов.
П. В чём действенность Имени?
Шри Бхагаван прочел отрывок из журнала "The Vision". Это был перевод шлок Намдэва (о Божественном Имени)1.
П. Как имя помогает Реализации?
М. Изначальное имя всегда продолжается самопроизвольно, без какого-либо усилия со стороны человека. Это имя — ахам, т. е. "Я". Но когда оно становится проявленным, оно проявляется как ахамкара — эго ("я"). Словесное повторение имени [нома] ведёт человека к мысленному повторению, которое в конце концов растворяется в той вечной вибрации.
П. Но все те повторения являются мысленными или физическими.
М. Ум или рот не могут действовать без А т м а н а. Тукарам, великий святой из Махараштры, обычно пребывал в самадхи днем,
1 См. выше беседу № 441 на с. 153.
а вечером пел и танцевал с большими толпами людей. Он всегда произносил имя Шри Рамы. Однажды он отвечал на зовы природы и тоже говорил: "Рам, Рам". Один ортодоксальный священник был шокирован таким нечестивым упоминанием священного имени, а потому отчитал его и приказал молчать, когда тот отвечает зовам природы. Тукарам ответил: "Хорошо!" и остался безмолвным. Но сразу же имя Рамы послышалось из каждой поры Тука-рама, и священник ужаснулся этому шуму. Тогда он взмолился Тукараму: "Ограничения существуют только для обычных людей, а не для святых, подобных тебе".
П. Рассказывают, что Шри Рамакришна видел жизнь в образе Кали, которой он поклонялся. Может ли это быть истинным?
М. Эта Жизнь (в образе Кали) воспринималась Шри Рама-кришной, а не всеми. Жизненная сила вызывалась им самим. Это была его собственная жизненная сила, которая проявлялась, словно она была вовне и тянула